Cотрудники

Кафедра клинической психологии ПСФ


Микадзе Юрий Владимирович
Заведующий кафедрой, профессор, доктор психологических наук
Член Российского Психологического Сообщества, Международной ассоциации клинических психологов, проблемной комиссии "Неврологические и нейропсихологические основы трудностей обучения в начальной школе", Межведомственного научного совета по проблемам возрастного развития и реабилитации.
Образование: обучался на факультете психологии МГУ с 1971 по 1976 гг.; в аспирантуре факультета с 1976 по 1979 гг.
Сфера научных интересов: изучение нарушений высших психических функций при различных повреждениях головного мозга опухолевого, сосудистого, травматического генеза у детей и взрослых.
Публикации: является автором более 100 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях.  Среди них монографии, учебники, хрестоматии и др.
Основные труды: «Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения.» — М., 2004.; «Нейропсихология детского возраста.» — М., 2008; «Психодиагностика» — М., 2008. (в соавторстве); «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития» — М., 2001, 2002. (в соавторстве).

Троицкая Любовь Анатольевна
Профессор, доктор психологических наук по медицинской и по общей психологии
Руководитель центра психолого-педагогической коррекции детей и подростков
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет нейро- и патопсихологии (1978 г.). В 1993 защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика психического развития детей с фенилкетонурией после направленной медико- психологической коррекции», в 2009 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС».
Сфера научных интересов: нейропсихология; изучение нарушений высших психических функций при органическом поражении головного мозга у детей с эпилепсией, ДЦП; расстройства когнитивных функций у детей и подростков с генетическими синдромами; коррекция нарушений чтения и письма у детей с нормативным развитием и поражением ЦНС.
Публикации: имеет более 60 печатных работ и несколько монографий. Две последние монографии: «Когнитивные функции у детей с наследственными заболеваниями» - 2014;  «Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Теория и практика», Москва, 2011.
Статьи:  «Особенности эмоциональной сферы у детей с моногенными болезнями соединительной ткани и рахитоподобными синдромами» - Российский вестник перинатологии и педиатрии, Москва №.3, 2013, т. 58.; «Реабилитация детей с наследственными заболеваниями», сб. «Актуальные вопросы психологии», материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 12 июля 2012 г.

Буклина Светлана Борисовна
Профессор, доктор медицинских наук
Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко"
Образование: закончила лечебный факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова  в 1979 г. Защитила докторскую диссертацию на тему: «Клинико-нейропсихологические синдромы артериовенозных мальформаций глубинных структур головного мозга».
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором  43 статей в рецензируемых журналах, 6 из них – зарубежные. Последняя работа: «Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга» М., МедПресс, 2016.

Семенова Наталья Дмитриевна
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии (1983); аспирантуру факультета.
Сфера научных интересов: психосоматика; разработка психологически обоснованных форм и методов психосоциальной реабилитации соматических и психически больных с учетом мотивационного компонента.
ПубликацииSemenova, N. (1993) Use of Morita principles in psychotherapy of psychosomatic patients. International Bulletin of Morita Therapy, 6, 1&2, 4-18.; Semenova, N. (1994) Psychosomatic patient: Dealing with alexithymia. Journal of Morita Therapy, 5, 1, 11-13; Семенова Н.Д. и соавт. (1996) Психотерапия больных ревматоидным артритом. Московский психотерапевтический журнал, 4, 99-105; Семенова Н.Д. (1997). Психологические аспекты бронхиальной астмы. В кн.: Бронхиальная астма под ред. А.Г.Чучалина (в 2-х т.). Т.2, стр. 187-212. Москва; Семенова Н.Д. (1999). Психосоматические заболевания. – В кн.: Психологические основы деятельности врача. Москва, ВУНМЦ, Учебное пособие; Семенова Н. Д. (2007). Психологические и социальные факторы инвалидности. – В кн. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи. М.: 356 с. и другие.

Мкртычян Арег Артавазович
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2006 г.). В 2012 г. Защитил кандидатскую диссертацию в аспирантуре МГУ
Сфера научных интересов: психология агрессии, криминальная психология, экстремальная психология.

Иванова Елена Михайловна
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2003 г.), аспирантура факультета (2007 г.).
Сфера научных интересов: патопсихология, психология юмора, проблемы одарённости.
Публикации: Иванова Е. М., Ениколопов С. Н. Исследования чувства юмора в психологии (обзор) // Вопросы психологии, 2006 №4, с.122-133; Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Митина О. В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. – 2008. -№1. – С. 45-57; Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. 2012 №1. С. 144-152; Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Психопатология и чувство юмора // Современная терапия психических расстройств. 2009, № 1, с. 19-24 и другие

Горячева Татьяна Германовна
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии  (1979 год). В 1995 г. защитила кандидатскую  диссертацию по специальности  Медицинская психология.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология, психосоматика, патопсихология.
Публикации: "Клиническая психология детей и подростков" (учебник) М, Академия, 2013,  2015 272с. (совм. Зверева Н.В.); "Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами". М, ИБП,2011, 57с. (совм. Никитина Ю.В.); "Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет". Ж-л «Психологическая наука и образование» №2-2013, стр. 76-86. (совм Макарова О.Н.); "Отношение к болезни и психологические особенности детей. Часто болеющих респираторными заболеваниями". Ж-л «Клиническая и специальная психология» 2016, №1. с. 45-60 (совм. Кофанова Е.Б.).

Скворцов Анатолий Анатольевич
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология» (2004 г.), в 2008 г. закончил аспирантуру МГУ.
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором более 30 работ как в отечественных, так и в зарубежных изданиях. Среди них:
Книги:  Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Диагностика нарушений праксиса и реабилитация больных с апраксией при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.; Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
Статьи:  Dragoy O., Bergelson M., Iskra E., Laurinavichyute A., Mannova E., Skvortsov A., Statnikov A. Comprehension of Reversible Constructions in Semantic Aphasia // Aphasiology. 2016. Vol. 30. No. 1. P. 1-22.; Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.

Иванова Елена Георгиевна
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в 2015 г. закончила аспирантуру МГУ. Защитила диссертацию на тему «Вариативность нарушений речи при аграфии в условиях выполнения разных видов письменных задач».
Сфера научных интересов: нейропсихология, афазиология, нейропсихологическая реабилитация.
Публикации: Kozintseva E., Skvortsov A. Variability of writing disorders in Wernicke’s aphasia underperforming different writing tasks: A single-case study // PsyCh Journal. 2016. No. 5. P. 18-30.; Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.; Kozintseva E., Dragoy O., Ivanova M., Malyutina S., Akinina Y., Sevan D., Kuptsova S., Petrushevsky A., Fedina O., Gutyrchik E. An fMRI study of naming actions in aphasia: the role of right hemisphere activation, in: Proceedings of the Sixth International Conference on Cognitive Science. , 2014. P. 64-65; Kozintseva E., Skvortsov A., Vlasova A. V., Ivanova M., Mikadze Y. V. Effect of task on writing in Wernicke’s agraphia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 94. P. 183-184; Kozintseva E., Skvortsov A., Ulicheva A., Vlasova A. V. Cognitive structure of writing disorders in Russian: what would Luria say? // Behavioral neurology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 223-232.

Цыганкова Полина Васильевна
Доцент, кандидат психологических наук
Образование: 2003-2008 – факультет психологии МГУ; 2008-2011 – аспирантура факультета психологии МГУ; 2013-2016 – Институт интегративной семейной терапии.
Сфера научных интересов: социокультурная патология самосознания и идентичности; критерии нормы и патологии при оценке личности в психиатрии и психологии; внутренняя картина болезни при психических расстройствах; образ психически больного человека и помогающего специалиста в массовой культуре и обыденном сознании.
Публикации: Цыганкова П.В. Взаимосвязь перфекционизма с особенностями самосознания при аутодеструктивном поведении // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 2. С. 28-32.; Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида. // Вопросы психологии.2010. № 2.  С. 90-100.;  Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. URL: psystudy.ru 2011. № 5(19).

Комолов Дмитрий Андреевич
Ассистент кафедры
Специалист в области клинической психологии детского возраста
Образование: ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова (2011 г.). Соискатель степени кандидата психологических наук.
Сфера научных интересов: психосоматика; аналитическая психология К.Г. Юнга.
Публикации: Комолов Д.А. Представление о собственном теле у детей младшего школьного возраста на примере методики «Классификация дескрипторов соматических ощущений / XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблемы психиатрии, клинической психологии семьи и детства: орг.; Комолов Д.А. Методика телесных промеров М. Фельденкрайза в диагностике телесного образа детей и подростков. Фундаментальные и прикладные науки сегодня - Fundamental and applied sciences today: Мат. IV Mеждунар. Науч.-практич. конф., 20-21 окт. 2014 г.; Шаль Л.Г., Комолов Д.А., Абысова Ю.О. Представления о собственном теле у детей младшего школьного возраста с школьной неуспеваемостью. Журнал перечня ВАК// Инициативы XXI века №1-2, 2015. С 92-94 и другие.

Адамян Анна Андреевна
Ассистент кафедры
Образование: закончила факультет психологии МГУ по специальности «Клиническая психология» в 2014 г.
Сфера научных интересов: патопсихология; проблемы стигматизации больных с психическими расстройствами.
Публикации: Адамян А.А., Кананович П.С., Ениколопов С.Н. Ангедония при шизофрении: предполагаемые психологические механизмы //XVI СЪЕЗД ПСИХИАТРОВ РОССИИ. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы», 23-26 сентября 2015 года, г. Казань [Электронный ресурс]: тезисы / под общей редакцией Н.Г. Незнанова. — СПб.: Альта Астра, 2015.; Адамян А.А. Ангедония при шизофрении: психологические аспекты // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. №5.: сборник статей по материалам XXXVIII международной заочной научно-практической конференции. – М., Изд. «Интернаука», 2015. – с. 75-81.

Лайшева Галина Александровна
Ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2014 г.).
Сфера научных интересов: патопсихология, исследование метакогнитивных функций, психология манипулятивного поведения, профилактика суицидального поведения, психотерапия.
Публикации: 3 статьи в журналах, рецензируемых ВАК, по теме психологической манипуляции и суицидального поведения.

Шаль Людмила Георгиевна
Ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2004).
Сфера научных интересов: нейропсихология; изучение нарушений высших психических функций при различных повреждениях головного мозга опухолевого, сосудистого, травматического генеза у детей. Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ, психология аномального развития.
Публикации: Брязгунов И.П., Кизева А.Г. Фалеев А.В. Ларионова Л.Г. Функциональное состояние психических процессов  у детей с психосоматической патологией. Сборник материалов «Актуальные проблемы педиатрии» М., 2009 – С. 55-56; Ларионова Л.Г. Сравнительный анализ вербально-логического и наглядно-образного мышления у учащихся с расстройствами аутистического спектра. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14-15 февраля 2013 года «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии» М., 2013 – С. 75-76; Ларионова Л.Г., Максименко М.Ю. Особенности соотношения вербально-логического и наглядно-образного мышления у школьников при разных типах онтогенеза журнал «Инициативы XXI века».  М., 2013 – С. 80-83.; Шаль Л. Г. Диагностика когнитивного развития на материале рисуночной деятельности у школьников с трудностями обучения. Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в XXI веке». Тамбов.  2013 – C. 155-157 и другие.

Маремпольская Татьяна Юрьевна
Ассистент кафедры
Образование: обучалась на психологическом факультете С-Пб Университета с 2001 по 2002 гг., на факультете клинической психологии МГППУ с 2011 по 2015 гг.
Сфера научных интересов: клиническая психология, патопсихология, нейропсихология.

Артемова Елена Анатольевна
Ассистент кафедры
Образование: факультет психологии Университета Российской Академии Образования (с 1992 по 1997 год). Профессиональная переподготовка в РГМУ по специальности "Клиническая психология" 2009 год.

Забелоцкая Анна Валерьевна
Ассистент кафедры
Образование: закончила факультет психологии МГУ в 2004 г.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология; аномалии детского развития; психотерапия.

Лысенко Елена Сергеевна
Ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2013 г.)
Сфера научных интересов: нейропсихология; функциональная межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий.
Публикации: является автором/соавтором 5 научных статей в российских и зарубежных журналах.

Григорян Марианна Арменовна
Ассистент кафедры
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Сфера научный интересов: нейропсихология.

Воронцова Виктория Сергеевна
Старший лаборант
Студентка 6 курса специальности «Клиническая психология»
Специализация: Патопсихология

Мартынова Анастасия Александровна
Лаборант
Студентка 4 курса
Специализация: Нейропсихология

Доброцкая Анастасия Станиславовна
Лаборант 
Студентка 3 курса
Специализация: Патопсихология

Маслова Анастасия Дмитриевна
Лаборант 
Студентка 3 курса
Специальность: Патопсихология