Поделиться


Cотрудники

Кафедра клинической психологии ПСФ


Иванова Елена Михайловна - и.о. заведующего кафедрой, кандидат психологических наук
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2003 г.), аспирантура факультета (2007 г.).
Сфера научных интересов: патопсихология, психология юмора.
Публикации: имеет более 70 публикаций:
- Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Митина О. В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. – 2008. -№1. – С. 45-57;
- Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. 2012 №1. С. 144-152;
- Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Психопатология и чувство юмора // Современная терапия психических расстройств. 2009, № 1, с. 19-24;
- Щербакова О.В., Образцова В.С., Грабовая Е.В., Чан Р., Иванова Е.М. Понимание юмора у здоровых людей и пациентов с психическими заболеваниями: когнитивный и эмоциональный компоненты // Вопросы психологии. 2018, № 4. с. 92–102 и другие.


Микадзе Юрий Владимирович - профессор кафедры клинической психологии, заведующий кафедрой с 2003 по 2018 гг., профессор, доктор психологических наук
• Член Российского Психологического Сообщества.
• Являлся членом Международной ассоциации клинических психологов, проблемной комиссии "Неврологические и нейропсихологические основы трудностей обучения в начальной школе", Межведомственного научного совета по проблемам возрастного развития и реабилитации.
• Научный руководитель 11 кандидатских диссертаций, 48 дипломных работ.
• В 1997 г. награжден медалью "В память 850-летия Москвы".
Образование: обучался на факультете психологии МГУ с 1971 по 1976 г.; в аспирантуре факультета с 1976 по 1979 г.
Сфера научных интересов: изучение нарушений высших психических функций при различных повреждениях головного мозга опухолевого, сосудистого, травматического генеза у детей и взрослых.
Публикации: является автором более 250 публикаций (книги, статьи, тезисы) в отечественных и зарубежных изданиях.  Среди них монографии, учебники, хрестоматии и др.
Основные труды: «Нейропсихология детского возраста» - 4 переиздания - М., 2008- 2014 гг.; «Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников» - 3 издания М., 2001-2017 гг. (в соавторстве); «Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения.» - 9 изданий. М., 1997-2018 гг.. (в соавторстве);  «Психодиагностика» - М., 2008. (в соавторстве); «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития» - М., 2001, 2002. (в соавторстве); «Les enfants en situation d’echec scolaire dans les classes elementaires. Diagnostic neuropsychologique des difficultes d’apprentissage» (в соавторстве), Paris, 2003; «A.R.Luria and contemporary psychology: festschrift celebrating the centennial of the birth of Luria» ( Колл.моногр.), N.-Y.,2005; History of Neuropsychology in Russia. The Oxford Handbook of History of Clinical Neuropsychology. W. Barr and L. A. Bielauskas (Eds.), 2016.

Троицкая Любовь Анатольевна - профессор, доктор психологических наук по медицинской и по общей психологии
• Руководитель центра психолого-педагогической коррекции детей и подростков
• Сотрудник Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитации Министерства науки и высшего образования России
• Профессор кафедры психологии и реабилитационных технологии и профессор института высшего и дополнительного профессионального образования
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет нейро- и патопсихологии (1978 г.). В 1993 защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика психического развития детей с фенилкетонурией после направленной медико- психологической коррекции», в 2009 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС».
Сфера научных интересов: нейропсихология; изучение нарушений высших психических функций при органическом поражении головного мозга у детей с эпилепсией, ДЦП; расстройства когнитивных функций у детей и подростков с генетическими синдромами; коррекция нарушений чтения и письма у детей с нормативным развитием и поражением ЦНС.
Публикации: имеет более 70 печатных работ и несколько монографий. Две последние монографии: «Когнитивные функции у детей с наследственными заболеваниями» - 2014; «Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Теория и практика», Москва, 2011. 
Статьи: «Особенности эмоциональной сферы у детей с моногенными болезнями соединительной ткани и рахитоподобными синдромами» - Российский вестник перинатологии и педиатрии, Москва №.3, 2013, т. 58.; «Реабилитация детей с наследственными заболеваниями», сб.; «Актуальные вопросы психологии», материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 12 июля 2012 г.

Буклина Светлана Борисовна - профессор, доктор медицинских наук
• Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко"
Образование: закончила лечебный факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова  в 1979 г. Защитила докторскую диссертацию на тему: «Клинико-нейропсихологические синдромы артериовенозных мальформаций глубинных структур головного мозга».
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором 43 статей в рецензируемых журналах, 6 из них – зарубежные. Последняя работа: «Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга» М., МедПресс, 2016. 

Семенова Наталья Дмитриевна - доцент, кандидат психологических наук
• Ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»
Образование: закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии (1983); аспирантуру факультета.
Сфера научных интересов: психосоматика; разработка психологически обоснованных форм и методов психосоциальной реабилитации соматических и психически больных с учетом мотивационного компонента.
Публикации: Semenova, N. (1993) Use of Morita principles in psychotherapy of psychosomatic patients. International Bulletin of Morita Therapy, 6, 1&2, 4-18.; Semenova, N. (1994) Psychosomatic patient: Dealing with alexithymia. Journal of Morita Therapy, 5, 1, 11-13; Семенова Н.Д. и соавт. (1996) Психотерапия больных ревматоидным артритом. Московский психотерапевтический журнал, 4, 99-105; Семенова Н.Д. (1997). Психологические аспекты бронхиальной астмы. В кн.: Бронхиальная астма под ред. А.Г. Чучалина (в 2-х т.). Т.2, стр. 187-212. Москва; Семенова Н.Д. (1999). Психосоматические заболевания. – В кн.: Психологические основы деятельности врача. Москва, ВУНМЦ, Учебное пособие; Семенова Н. Д. (2007). Психологические и социальные факторы инвалидности. – В кн. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи. М.: 356 с. и другие. 

Горячева Татьяна Германовна - доцент, кандидат психологических наук
• Руководитель центра психодиагностики и психокоррекции Т.Г. Горячевой
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1979 год). В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности Медицинская психология.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология, психосоматика, патопсихология.
Публикации:автор свыше 100 научных публикаций в области детской клинической психологии.
"Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития", 2019 (Т.Г. Горячева, Д.А. Комолов); "Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции", 2018 (Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина); "Клиническая психология детей и подростков" (учебник) М, Академия, 2013, 2015 272с. (совм. Зверева Н.В.); "Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами". М, ИБП,2011, 57с. (совм. Никитина Ю.В.); "Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет". Ж-л «Психологическая наука и образование» №2-2013, стр. 76-86. (совм. Макарова О.Н.); "Отношение к болезни и психологические особенности детей. Часто болеющих респираторными заболеваниями". Ж-л «Клиническая и специальная психология» 2016, №1. с. 45-60 (совм. Кофанова Е.Б.); "Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции" 2018 (с Ю.В. Никитиной); "Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития" 2019 (с Комоловым Д.А.).

Мкртычян Арег Артавазович - доцент, кандидат психологических наук
• Старший научный сотрудник Института социологии образования РАО
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2006 г.). В 2012 г. Защитил кандидатскую диссертацию в аспирантуре МГУ
Сфера научных интересов: психология агрессии, криминальная психология, экстремальная психология.
Публикации: Автор ряда научных публикаций, посвященных проблеме терроризма и профессиональных стереотипов. Некоторые из них: Мкртычян А.А. «Характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании». Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века», СПбГУ, Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2007 г.; Мкртычян А.А. «Психологические последствия терроризма и роль СМИ в их формировании». Материалы IV съезда Российского психологического общества, Ростов-на-Дону, 2007 г.; Ениколопов С.Н., Мкртычян А.А. «Психологические аспекты формирования отношения к терроризму». Материалы Всероссийской конференции «Психология индивидуальности» при ГУ ВШЭ, РГНФ и РФФИ. Москва, 2006 год.; Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя // Проблемы современного образования, № 6, 2010 г.

Скворцов Анатолий Анатольевич - доцент, кандидат психологических наук
• Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ Центр патологии речи и нейрореабилитации
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология» (2004 г.), в 2008 г. закончил аспирантуру МГУ.
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором более 30 работ как в отечественных, так и в зарубежных изданиях. Среди них:
Книги: Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Диагностика нарушений праксиса и реабилитация больных с апраксией при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.; Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
Статьи: Dragoy O., Bergelson M., Iskra E., Laurinavichyute A., Mannova E., Skvortsov A., Statnikov A. Comprehension of Reversible Constructions in Semantic Aphasia // Aphasiology. 2016. Vol. 30. No. 1. P. 1-22.; Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.

Цыганкова Полина Васильевна - доцент, кандидат психологических наук
Образование: 2003-2008 – факультет психологии МГУ; 2008-2011 – аспирантура факультета психологии МГУ; 2013-2016 – Институт интегративной семейной терапии.
Сфера научных интересов: Социокультурная патология самосознания и идентичности; критерии нормы и патологии при оценке личности в психиатрии и психологии; внутренняя картина болезни при психических расстройствах; образ психически больного человека и помогающего специалиста в массовой культуре и обыденном сознании.
Публикации: Цыганкова П.В. Взаимосвязь перфекционизма с особенностями самосознания при аутодеструктивном поведении // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 2. С. 28-32.; Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида. // Вопросы психологии.2010. № 2. С. 90-100.; Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением. // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. URL: psystudy.ru; 2011. № 5(19). И другие.

Иванова Елена Георгиевна - доцент, кандидат психологических наук
• Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ «Центр патологии речи и нейрореабилитации»
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в 2015 г. закончила аспирантуру МГУ. Защитила диссертацию на тему «Вариативность нарушений речи при аграфии в условиях выполнения разных видов письменных задач».
Сфера научных интересов: нейропсихология, афазиология, нейропсихологическая реабилитация.
Публикации: Kozintseva E., Skvortsov A. Variability of writing disorders in Wernicke’s aphasia underperforming different writing tasks: A single-case study // PsyCh Journal. 2016. No. 5. P. 18-30.; Микадзе Ю.В., Козинцева Е.Г., Скворцов А.А., Власова А.В., Иванова М.В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.; Kozintseva E., Dragoy O., Ivanova M., Malyutina S., Akinina Y., Sevan D., Kuptsova S., Petrushevsky A., Fedina O., Gutyrchik E. An fMRI study of naming actions in aphasia: the role of right hemisphere activation, in: Proceedings of the Sixth International Conference on Cognitive Science., 2014. P. 64-65; Kozintseva E., Skvortsov A., Vlasova A.V., Ivanova M., Mikadze Y.V. Effect of task on writing in Wernicke’s agraphia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 94. P. 183-184; Kozintseva E., Skvortsov A., Ulicheva A., Vlasova A. V. Cognitive structure of writing disorders in Russian: what would Luria say? // Behavioral neurology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 223-232. И другие.

Микеладзе Лика Игоревна - доцент, кандидат психологических наук
• Имеет опыт нейро- и патопсихологической диагностики, а также нейропсихологической коррекции детей с трудностями в обучении, ЗПР, УО, СДВГ, ДЦП, РДА, нарушениями слуха, гидроцефалией; опыт нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с целью профилактики трудностей в обучении в школе.
Образование: Закончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2011), аспирантуру факультета (2014); защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Восприятие времени при аффективных расстройствах в позднем возрасте" (специальность - медицинская психология).
Сфера научных интересов: нейропсихология, депрессия, депрессии позднего возраста, геронтология, геронтонейропсихология, восприятие времени, временная перспектива, нейропсихология детского возраста, специальная психология, клинический психоанализ, детский психоанализ.
Публикации: Микеладзе, Л.И. Временная перспектива при нормальном и патологическом старении: теория витуакта / Л.И. Микеладзе // Вестник СПбГУ, Серия 16. – 2016. – № 3. – С. 178-190.; Mikeladze L.I. Psychological time and late life depression // 16th Triennial Conference and the 50th anniversary of the founding of the ISST: Presentations for Edinburgh 2016. Edinburgh: ISST, 2016. P. 21-22.; Mikeladze L.I. Time perspective, time estimation and subjective velocity of time flow in normal aging and late life depression // 3rd International Conference and Festival on Time Perspective: Book of Abstracts / Eds. A. Sircova, S. Konowalczyk. Copenhagen: ITPN, 2016. P. 28–30.; Mikeladze L.I. Model of time perspective as a functional system // 3rd International Conference and Festival on Time Perspective: Book of Abstracts / Eds. A. Sircova, S. Konowalczyk. Copenhagen: ITPN, 2016. P. 113–114.; Mikeladze L.I. Neuropsychological approach in the investigation of time perception in late life depression // Journal of Traumatic Stress Disorders & Treatment. 2016. Vol. 5, Issue4. P. 24. И другие.

Купцова Светлана Вячеславовна - доцент кафедры, кандидат биологических наук
• Медицинский психолог в ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ
Образование: факультет клиническая и специальная психология МГППУ, специальность «Психолог. Преподаватель психологии»; переквалификация по специальности «Клиническая психология» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова). Защитила диссертацию в МГУ им. Ломоносова на тему «Психофизиологический анализ произвольного переключения внимания в норме и у больных с речевыми расстройствами» (специальность – физиология).
Сфера научных интересов: клиническая нейропсихология, когнитивная нейронаука, нейровизуализация, нейролингвистика, нейрореабилитация, нейробиология, психофизиология.
Публикации: Является автором/соавтором научных публикаций в различных российских и зарубежных изданиях.

Комолов Дмитрий Андреевич - ассистент кафедры
• Специалист в области клинической психологии детского возраста, аналитически ориентированный психолог, песочный терапевт
Образование: ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова (2011 г.). Соискатель степени кандидата психологических наук.
Сфера научных интересов: психосоматика; аналитическая психология К.Г. Юнга.
Публикации: Т.Г. Горячева, Д. А. Комолов "Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития", 2019; Комолов Д.А. Представление о собственном теле у детей младшего школьного возраста на примере методики «Классификация дескрипторов соматических ощущений / XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблемы психиатрии, клинической психологии семьи и детства: орг.; Комолов Д.А. Методика телесных промеров М. Фельденкрайза в диагностике телесного образа детей и подростков. Фундаментальные и прикладные науки сегодня - Fundamental and applied sciences today: Мат. IV Mеждунар. Науч.-практич. конф., 20-21 окт. 2014 г.; Шаль Л.Г., Комолов Д.А., Абысова Ю.О. Представления о собственном теле у детей младшего школьного возраста с школьной неуспеваемостью. Журнал перечня ВАК// Инициативы XXI века №1-2, 2015. С 92-94 и другие.

Лысенко Елена Сергеевна - ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2013 г.)
Сфера научных интересов: нейропсихология; функциональная межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий.
Публикации: является автором/соавтором 22 научных публикации в российских и зарубежных изданиях.

Григорян Марианна Арменовна - ассистент кафедры
• Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Сфера научный интересов: нейропсихология, нейропсихологическая реабилитация.

Макарова Ольга Николаевна - ассистент кафедры
Образование: 2005-2009 – факультет психологии НОУ «Российский Новый Университет»; 2008-2009 – Институт психотерапии и клинической психологии; 2009-2013 – аспирантура МГППУ, кафедра пато- и нейропсихологии.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология, патопсихология, психология личности.
Публикации: Макарова О.Н. «Динамика развития пространственных представлений учащихся младших классов общеобразовательной школы». Ж-л «Психологическая наука и образование» - №2-2013, стр. 76-86. (совм. Горячева Т.Г.); Макарова О.Н. «Значение сенсомоторной сферы психики в развитии учебных навыков в младшей школе». Ж-л «Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки» №5- 2013, стр. 81-93; Макарова О.Н. «Роль сенсомоторной сферы психики в развитии пространственных представлений». Ж-л «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» №6-2013, стр. 370-377; Макарова О.Н. «Динамика развития пространственных представлений младших школьников с ЗПР при сенсомоторной коррекции». Ж-л «Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки» №1- 2016, стр. 61-69.

Федорова Юлия Николаевна - ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии (2008-2014), аспирантура факультета (2015-2018)
Сфера научных интересов: клиническая психология, психология аномального развития
Публикации: является соавтором 8 научных публикаций в российских и зарубежных изданиях.

Атаджыкова Юлия Акмурадовна - ассистент кафедры
• Младший научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ
Образование: МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии (2015), кафедра клинической психологии; Аспирантура в ФГБНУ НЦПЗ (2018), отдел медицинской психологии.
Сфера научных интересов: патопсихология, психодиагностика, расстройства личности, психология агрессии.
Публикации: Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Апробация методики диагностики психопатии К. Патрика на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 75–85. doi:10.17759/pse.2015200407; Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Проблемы концепта психопатии в современной отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 114–127. doi:10.17759/psyedu.2016080111; Смулевич А.Б., Романов Д.В., Мухорина А.К., Атаджыкова Ю.А. Феномен «фершробен» при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра (аспекты типологической дифференциации) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2017. – № 1. – С. 5-17 и другие.

Афян Мария Валентиновна - ассистент кафедры
• Медицинский психолог ГБУЗ Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ (ГБУЗ”ПКБ № 4 ДЗМ”)
• Имеет опыт патопсихологической диагностики, психосоциальной реабилитации и коррекции пациентов с расстройствами шизофренического спектра, биполярным аффективным расстройством, рекуррентной депрессией, органическими психическими расстройствами.
Образование: закончила факультет психологии Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина (2013 г.), магистратуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2015 г.), прошла переподготовку по клинической психологии в Институте организационной психологии (2017 г.).
Сфера научных интересов: когнитивная ремедиация аффективных расстройств, метакогнитивный тренинг и его влияние на уменьшение позитивных симптомов, реабилитация пациентов с биполярным аффективным расстройством.
Публикации: Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. - № 1(30). - С. 116-126.; Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91-104.
В настоящее время в печати находятся статьи, посвященные международной конференции по биполярному аффективному расстройству в Абу-Даби, когнитивной ремедиации аффективных расстройств и влиянию метакогнитивного тренинга на позитивные симптомы у пациентов с расстройствами шизофренического спектра.