Поделиться


Cотрудники

Кафедра клинической психологии ПСФ


Микадзе Юрий Владимирович — заведующий кафедрой, профессор, доктор психологических наук
Член Российского психологического сообщества, Международной ассоциации клинических психологов, проблемной комиссии "Неврологические и нейропсихологические основы трудностей обучения в начальной школе", Межведомственного научного совета по проблемам возрастного развития и реабилитации.
Образование: обучался на факультете психологии МГУ с 1971 по 1976 г.; в аспирантуре факультета с 1976 по 1979 г.
Сфера научных интересов: изучение нарушений высших психических функций при различных повреждениях головного мозга опухолевого, сосудистого, травматического генеза у детей и взрослых.
Публикации: является автором более 100 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях.  Среди них монографии, учебники, хрестоматии и др.
Основные труды: «Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения.» — М., 2004.; «Нейропсихология детского возраста.» — М., 2008; «Психодиагностика» — М., 2008. (в соавторстве); «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития» — М., 2001, 2002. (в соавторстве).

Троицкая Любовь Анатольевна - профессор, доктор психологических наук по медицинской и по общей психологии
Руководитель центра психолого-педагогической коррекции детей и подростков
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет нейро- и патопсихологии (1978 г.). В 1993 защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Динамика психического развития детей с фенилкетонурией после направленной медико- психологической коррекции», в 2009 году защитила докторскую диссертацию на тему: «Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС».
Сфера научных интересов: нейропсихология; изучение нарушений высших психических функций при органическом поражении головного мозга у детей с эпилепсией, ДЦП; расстройства когнитивных функций у детей и подростков с генетическими синдромами; коррекция нарушений чтения и письма у детей с нормативным развитием и поражением ЦНС.
Публикации: имеет более 60 печатных работ и несколько монографий. Две последние монографии: «Когнитивные функции у детей с наследственными заболеваниями» - 2014; «Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Теория и практика», Москва, 2011. Статьи: «Особенности эмоциональной сферы у детей с моногенными болезнями соединительной ткани и рахитоподобными синдромами» - Российский вестник перинатологии и педиатрии, Москва №.3, 2013, т. 58.; «Реабилитация детей с наследственными заболеваниями», сб.; «Актуальные вопросы психологии», материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 12 июля 2012 г.

Буклина Светлана Борисовна - профессор, доктор медицинских наук
Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко"
Образование: закончила лечебный факультет РНИМУ им. Н.И. Пирогова  в 1979 г. Защитила докторскую диссертацию на тему: «Клинико-нейропсихологические синдромы артериовенозных мальформаций глубинных структур головного мозга».
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором  43 статей в рецензируемых журналах, 6 из них – зарубежные. Последняя работа: «Нарушения высших психических функций при поражении глубинных и стволовых структур мозга» М., МедПресс, 2016.

Семенова Наталья Дмитриевна - доцент, кандидат психологических наук
Ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи ФГУ «Московский НИИ психиатрии Росздрава»
Образование: закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии (1983); аспирантуру факультета.
Сфера научных интересов: психосоматика; разработка психологически обоснованных форм и методов психосоциальной реабилитации соматических и психически больных с учетом мотивационного компонента.
ПубликацииSemenova, N. (1993) Use of Morita principles in psychotherapy of psychosomatic patients. International Bulletin of Morita Therapy, 6, 1&2, 4-18.; Semenova, N. (1994) Psychosomatic patient: Dealing with alexithymia. Journal of Morita Therapy, 5, 1, 11-13; Семенова Н.Д. и соавт. (1996) Психотерапия больных ревматоидным артритом. Московский психотерапевтический журнал, 4, 99-105; Семенова Н.Д. (1997). Психологические аспекты бронхиальной астмы. В кн.: Бронхиальная астма под ред. А.Г. Чучалина (в 2-х т.). Т.2, стр. 187-212. Москва; Семенова Н.Д. (1999). Психосоматические заболевания. – В кн.: Психологические основы деятельности врача. Москва, ВУНМЦ, Учебное пособие; Семенова Н. Д. (2007). Психологические и социальные факторы инвалидности. – В кн. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи. М.: 356 с. и другие.

Горячева Татьяна Германовна - доцент, кандидат психологических наук
Руководитель центра психодиагностики и психокоррекции Т.Г. Горячевой
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1979 год). В 1995 г. защитила кандидатскую  диссертацию по специальности  Медицинская психология.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология, психосоматика, патопсихология.
Публикации: автор свыше 100 научных публикаций в области детской клинической психологии. "Клиническая психология детей и подростков" (учебник) М, Академия, 2013,  2015  272с. (совм. Зверева Н.В.); "Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами". М, ИБП,2011, 57с. (совм. Никитина Ю.В.); "Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет". Ж-л «Психологическая наука и образование» №2-2013, стр. 76-86. (совм Макарова О.Н.); "Отношение к болезни и психологические особенности детей. Часто болеющих респираторными заболеваниями". Ж-л «Клиническая и специальная психология» 2016, №1. с. 45-60 (совм. Кофанова Е.Б.).

Иванова Елена Михайловна - доцент, кандидат психологических наук
Преподаватель международного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2003 г.), аспирантура факультета (2007 г.).
Сфера научных интересов: патопсихология, психология юмора, проблемы одарённости.
Публикации: имеет более 60 публикаций по психологии юмора. Иванова Е. М., Ениколопов С. Н. Исследования чувства юмора в психологии (обзор) // Вопросы психологии, 2006 №4, с.122-133; Иванова Е. М., Ениколопов С. Н., Митина О. В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. – 2008. -№1. – С. 45-57; Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.9. 2012 №1. С. 144-152; Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Психопатология и чувство юмора // Современная терапия психических расстройств. 2009, № 1, с. 19-24 и другие.

Мкртычян Арег Артавазович - доцент, кандидат психологических наук
Старший научный сотрудник Института социологии образования РАО
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2006 г.). В 2012 г. Защитил кандидатскую диссертацию в аспирантуре МГУ
Сфера научных интересов: психология агрессии, криминальная психология, экстремальная психология.
Публикации: Автор ряда научных публикаций, посвященных проблеме терроризма и профессиональных стереотипов. Некоторые из них: Мкртычян А.А. «Характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании». Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века», СПбГУ, Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2007 г.; Мкртычян А.А. «Психологические последствия терроризма и роль СМИ в их формировании». Материалы IV съезда Российского психологического общества, Ростов-на-Дону, 2007 г.;  Ениколопов С.Н., Мкртычян А.А. «Психологические аспекты формирования отношения к терроризму». Материалы Всероссийской конференции «Психология индивидуальности» при ГУ ВШЭ, РГНФ и РФФИ. Москва, 2006 год; Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя.// Проблемы современного образования, № 6, 2010 г.

Скворцов Анатолий Анатольевич - доцент, кандидат психологических наук
Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ Центр патологии речи и нейрореабилитации
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология» (2004 г.), в 2008 г. закончил аспирантуру МГУ.
Сфера научных интересов: нейропсихология.
Публикации: является автором более 30 работ как в отечественных, так и в зарубежных изданиях. Среди них:
Книги: Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Диагностика нарушений праксиса и реабилитация больных с апраксией при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.; Ахутина Т., Варако Н. А., Григорьева В., Микадзе Ю. В., Скворцов А. А., Фуфаева Е. В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации (под ред.: Т. Ахутина, Ю. В. Микадзе). М. : [б.и.], 2014.
Статьи: Dragoy O., Bergelson M., Iskra E., Laurinavichyute A., Mannova E., Skvortsov A., Statnikov A. Comprehension of Reversible Constructions in Semantic Aphasia // Aphasiology. 2016. Vol. 30. No. 1. P. 1-22.; Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.

Цыганкова Полина Васильевна - доцент, кандидат психологических наук
Образование: 2003-2008 – факультет психологии МГУ; 2008-2011 – аспирантура факультета психологии МГУ; 2013-2016 – Институт интегративной семейной терапии.
Сфера научных интересов: Социокультурная патология самосознания и идентичности; критерии нормы и патологии при оценке личности в психиатрии и психологии; внутренняя картина болезни при психических расстройствах; образ психически больного человека и помогающего специалиста в массовой культуре и обыденном сознании.
Публикации: Цыганкова П.В. Взаимосвязь перфекционизма с особенностями самосознания при аутодеструктивном поведении // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 2. С. 28-32.; Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида. // Вопросы психологии.2010. № 2.  С. 90-100.; Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. URL: psystudy.ru 2011. № 5(19). И другие.

Иванова Елена Георгиевна - доцент, кандидат психологических наук
Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ «Центр патологии речи и нейрореабилитации»
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в 2015 г. закончила аспирантуру МГУ. Защитила диссертацию на тему «Вариативность нарушений речи при аграфии в условиях выполнения разных видов письменных задач».
Сфера научных интересов: нейропсихология, афазиология, нейропсихологическая реабилитация.
Публикации: Kozintseva E., Skvortsov A. Variability of writing disorders in Wernicke’s aphasia underperforming different writing tasks: A single-case study // PsyCh Journal. 2016. No. 5. P. 18-30.; Микадзе Ю. В., Козинцева Е. Г., Скворцов А. А., Власова А. В., Иванова М. В. Эффективность выполнения различных письменных задач у пациентов с сенсорной аграфией // Психологические исследования. Электронный журнал. 2014. С. 9.; Kozintseva E., Dragoy O., Ivanova M., Malyutina S., Akinina Y., Sevan D., Kuptsova S., Petrushevsky A., Fedina O., Gutyrchik E. An fMRI study of naming actions in aphasia: the role of right hemisphere activation, in: Proceedings of the Sixth International Conference on Cognitive Science. , 2014. P. 64-65; Kozintseva E., Skvortsov A., Vlasova A. V., Ivanova M., Mikadze Y. V. Effect of task on writing in Wernicke’s agraphia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 94. P. 183-184; Kozintseva E., Skvortsov A., Ulicheva A., Vlasova A. V. Cognitive structure of writing disorders in Russian: what would Luria say? // Behavioral neurology. 2012. Vol. 25. No. 3. P. 223-232. И другие.

Микеладзе Лика Игоревна - доцент, кандидат психологических наук
Имеет опыт нейро- и патопсихологической диагностики, а также нейропсихологической коррекции детей с трудностями в обучении, ЗПР, УО, СДВГ, ДЦП, РДА, нарушениями слуха, гидроцефалией; опыт нейропсихологического сопровождения детей дошкольного возраста с целью профилактики трудностей в обучении в школе.
Образование: Закончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2011), аспирантуру факультета (2014); защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Восприятие времени при аффективных расстройствах в позднем возрасте" (специальность - медицинская психология).
Сфера научных интересов: нейропсихология, депрессия, депрессии позднего возраста, геронтология, геронтонейропсихология, восприятие времени, временная перспектива, нейропсихология детского возраста, специальная психология, клинический психоанализ, детский психоанализ.
Публикации: Микеладзе, Л.И. Временная перспектива при нормальном и патологическом старении: теория витуакта / Л.И. Микеладзе // Вестник СПбГУ, Серия 16. – 2016. – № 3. – С. 178-190; Mikeladze, L.I. Psychological time and late life depression // 16th Triennial Conference and the 50th anniversary of the founding of the ISST: Presentations for Edinburgh 2016. Edinburgh: ISST, 2016. P. 21-22; Mikeladze, L.I. Time perspective, time estimation and subjective velocity of time flow in normal aging and late life depression // 3rd International Conference and Festival on Time Perspective: Book of Abstracts / Eds. A. Sircova, S. Konowalczyk. Copenhagen: ITPN, 2016. P. 28–30; Mikeladze, L.I. Model of time perspective as a functional system // 3rd International Conference and Festival on Time Perspective: Book of Abstracts / Eds. A. Sircova, S. Konowalczyk. Copenhagen: ITPN, 2016. P. 113–114; Mikeladze, L.I. Neuropsychological approach in the investigation of time perception in late life depression // Journal of Traumatic Stress Disorders & Treatment. 2016. Vol. 5, Issue4. P. 24. И другие.

Комолов Дмитрий Андреевич - ассистент кафедры
Специалист в области клинической психологии детского возраста
Образование: ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова (2011 г.). Соискатель степени кандидата психологических наук.
Сфера научных интересов: психосоматика; аналитическая психология К.Г. Юнга.
Публикации: Комолов Д.А. Представление о собственном теле у детей младшего школьного возраста на примере методики «Классификация дескрипторов соматических ощущений / XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблемы психиатрии, клинической психологии семьи и детства: орг.; Комолов Д.А. Методика телесных промеров М. Фельденкрайза в диагностике телесного образа детей и подростков. Фундаментальные и прикладные науки сегодня - Fundamental and applied sciences today: Мат. IV Mеждунар. Науч.-практич. конф., 20-21 окт. 2014 г.; Шаль Л.Г., Комолов Д.А., Абысова Ю.О. Представления о собственном теле у детей младшего школьного возраста с школьной неуспеваемостью. Журнал перечня ВАК// Инициативы XXI века №1-2, 2015. С 92-94 и другие.

Артемова Елена Анатольевна - ассистент кафедры
Медицинский психолог ГБУЗ Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ (ГБУЗ”ПКБ № 4 ДЗМ”)
Образование: факультет психологии Университета Российской Академии Образования (с 1992 по 1997 год). Профессиональная переподготовка в РГМУ по специальности "Клиническая психология" 2009 год.

Лысенко Елена Сергеевна - ассистент кафедры
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (2013 г.)
Сфера научных интересов: нейропсихология; функциональная межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий.
Публикации: является автором/соавтором 19 научных публикаций в российских и зарубежных изданиях.

Григорян Марианна Арменовна - ассистент кафедры
Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Образование: РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Сфера научный интересов: нейропсихология, нейропсихологическая реабилитация.

Орланова Мария Георгиевна - ассистент кафедры
Член Российского общества психиатров
Образование: обучалась на факультете психологии Московского городского педагогического университета с 2000 по 2005 год, проходила повышение квалификации в НИИ им. Сербского по специальности судебная и медицинская психология (2015 г.).
В 2011 году прошла профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая психология» в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А. И. Евдокимова.
Сфера научных интересов: классификация типов личности, психологические особенности при психических расстройствах.

Власова Анна Владимировна - ассистент кафедры 
Медицинский психолог в ГБУЗ ДЗМ Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Образование: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра нейро- и патопсихологии, специальность «Психолог. Преподаватель психологии»; переквалификация по специальности «Клиническая психология» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова).
Сфера научных интересов: нейропсихология, нейрореабилитация, афазиология.

Макарова Ольга Николаевна - ассистент кафедры
Образование: 2005-2009 – факультет психологии НОУ «Российский Новый Университет»; 2008-2009 – Институт психотерапии и клинической психологии; 2009-2013 – аспирантура МГППУ, кафедра пато- и нейропсихологии.
Сфера научных интересов: детская нейропсихология, патопсихология, психология личности.
Публикации: Макарова О.Н. «Динамика развития пространственных представлений учащихся младших классов общеобразовательной школы». Ж-л «Психологическая наука и образование» - № 2-2013, стр. 76-86. (совм. Горячева Т.Г.); Макарова О.Н. «Значение сенсомоторной сферы психики в развитии учебных навыков в младшей школе». Ж-л «Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки» №5- 2013, стр. 81-93; Макарова О.Н. «Роль сенсомоторной сферы психики в развитии пространственных представлений». Ж-л «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» № 6-2013, стр. 370-377; Макарова О.Н. «Динамика развития пространственных представлений младших школьников с ЗПР при сенсомоторной коррекции». Ж-л «Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки» №1- 2016, стр. 61-69.

Романова Мария Анатольевна - ассистент
Образование: в 2006-2011 г.г. училась и окончила с отличием факультет «Социальной психологии» ГБОУ ВПО Московского Городского Психолого-Педагогического Университета. В 2015 г. прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, присвоена квалификация Клинический психолог. С 2011-2015 г.г. аспирант факультета «Клинической и специальной психологии» ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета.
Сфера научных интересов: социальная психология, нейропсихология, коррекционная психология.
Публикации: является автором/соавтором 11 публикаций (3 статей в журналах ВАК, 8 статей в других изданиях, монографии «Когнитивные функции у детей с наследственными заболеваниями», 2014 г.).