Поделиться


Интернатура и производственная практика в РГМУ

Весьма характерным фактом в уже более чем вековом существовании нашего вуза являлось то, что в его стенах постоянно заботились о подготовке и совершенствовании молодых кадров. Еще в сентябре 1912 г. директор Московских высших женских курсов С.А. Чаплыгин направил письмо попечителю Московского учебного округа с просьбой о необходимости создания при курсах интернатуры: «Медицинский факультет МВЖК ходатайствует об учреждении при Медицинском отделении института «интернов», аналогичного институту ординаторов и помощников прозектора на медицинских факультетах императорских университетов». Создание интернатуры предполагалось как при клинических (на 3 года), так и при теоретических кафедрах (без определенного срока) курсов. 9 октября 1912 г. министр народного просвещения уведомлением № 39788 разрешил учредить на медицинском отделении МВЖК институт интернов.

По ходатайству ученого совета медфака и рекомендациям профессоров первыми были оставлены для работы на курсах в качестве интернов и помощников преподавателей в 1912-1914 гг. выпускницы МВЖК С.В. Михалевская, Е.Д. Бунина, Н.С. Уклонская, Н.И. Шевкова, Е.А. Буйвид, М.В. Сухорукова, Е.А. Родионова, Л.С. Зиновьева и др. В последующие годы этот список увеличился и к 1917 г. насчитывал более 40 человек.

После революционных событий 1917г., когда стал действовать медицинский факультет уже не курсов, а 2-го МГУ, процесс подготовки врачебных кадров весьма бурно обсуждался на медфакультете. В период 20-30-х гг. модернизировались и постоянно видоизменялись способы преподавания и аттестации медицинских знаний, методы производственной практики студентов. Студенты старших курсов медфака 2-го МГУ в тот период Создание самостоятельного 2-го Московского мединститута в 1930 г. И формирование сети медвузов страны определило возможность специализированной подготовки студентов на новом, более высоком уровне. Однако годы войны и восстановления народного хозяйства отодвинули решение этой конкретной проблемы В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 517 от 5 июля 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» МЗ СССР ввело новую форму совершенствования специальных знаний врачебных кадров - одногодичную специализацию (интернатуру). Эта форма подготовки заключалась в том, что выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов проходили одногодичную специализацию на базе крупных больниц под руководством врачей с большим опытом лечебной работы. Тогда же был создан деканат интернатуры и производственной практики 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.

1 октября 1968 г. доцент кафедры стоматологии Виктор Маркович Шейнберг был назначен сначала и.о. второго декана лечфака по интернатуре и производственной практике, затем уже деканом отдельного факультета.

Введение интернатуры, как одной из форм специализации врачебных кадров, в значительной степени изменило учебный процесс в вузах, которые были переведены на новый учебный план, согласно которому общая врачебная подготовка будущего специалиста осуществлялась в течение 5 лет. На 6 курсе проводилась начальная специализация (субординатура) по одной из основных клинических дисциплин: на лечфаке по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии; на педфаке по педиатрии и по детской хирургии. После окончания вуза выпускники направлялись в одногодичную специализацию (интернатуру) в соответствии с профилем субординатуры. При этом в зависимости от потребностей местных органов здравоохранения подготовка врачей осуществлялась также по неврологии, фтизиатрии, офтальмологии, дерматовенерологии, оторинолярингологии, рентгенологии, инфекционным болезням, психиатрии, детским инфекционным болезням.

Следующим шагом, в целях улучшения работы по проведению первичной 2-хго-дичной специализации в системе субординатура-интернатура, явилось закрепление за вузом определенных регионов страны для преимущественного направления в интернатуру и на работу своих выпускников. За нашим институтом были закреплены Калужская, Тамбовская области, часть Московской области. В течение 20 лет все крупные лечебные учреждения указанных регионов являлись клиническими базами не только интернатуры, но и выездной врачебной производственной практики студентов 2-го МОЛГМИ. С врачебными коллективами этих больниц институт поддерживал постоянную связь. Регулярно проводились на местах научные конференции, лекции и консультации. В начале 90-х гг. работа в областях по экономическим причинам была прекращена.

С 1986 г. по настоящее время деканат интернатуры и производственной практики возглавляет профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней лечфака Мераб Христофорович Абулов. Этот период отмечен нововведениями в организации последипломной подготовки врача. Так, Приказом МЗ СССР № 414 от 24 мая 1988 г. шести медвузам, в том числе нашему, поручено проведение углубленной специализации выпускников в интернатуре на базе клинических кафедр. С этой целью в штаты медвузов была введена должность врача-интерна, выделены дополнительные штаты препо-давателей из расчета 1 преподаватель на 5 врачей-интернов.

Данная форма подготовки квали-фицированных специалистов была распространена на все медицинские вузы страны в 1992 г. Одновременно с этим на РГМУ, ММА им.И.М.Сеченова и Сибирский ГМУ возложены функции головных по методическому обеспечению работы.

В настоящее время деканат интернатуры и производственной практики обеспечивает руководство двух видов интернатуры: городской и областной интернатуры. Обучение проводится на базах ЛПУ Департамента здравоохранения г. Москвы и МЗ Московской области. Университет силами деканата и кафедр осуществляет методическое руководство за подготовкой врачей-интернов; методическую помощь руководителям интернов на клинических базах и самим интернам; проведение заключительного экзамена по специальности и сертификационного экзамена; выдачу удостоверений об окончании интернатуры и сертификата специалиста. Интерны проходят углубленную специализацию на клинических кафедрах вуза по 13 специальностям. На деканат также возложена организация производственной практики студентов всех факультетов университета. 

Декан интернатуры и производственной практики, проф. М.Х.Абулов