Поделиться


Дело служения


Студенты медицинских вузов в обязательном порядке изучают историю медицины и биоэтику, но практическая значимость знаний по этим предметам не всегда им понятна. Однако профессия врача подразумевает соответствие строгим нравственным канонам. Этому вопросу и была посвящена лекция заведующего кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета,  главного терапевта Минздрава России, председателя Совета по этике при Минздраве России, академика РАН, профессора Александра Григорьевича Чучалина,  которую он прочитал для студентов на клинической базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова – в ГКБ № 57.

Диалог наладился сразу

Тема и предмет лекции «Медицина и этика» довольно сложен. Для того, чтобы вовлечь студентов в активное обсуждение, Александр Григорьевич предложил поделиться своим мнением относительно предложенных ситуаций, ответить на вопросы. Интерактивная часть была организована с использованием специальных пультов, что позволяло быстро обработать результат, вывести его на экран и проанализировать.

Первый же случай, предложенный Александром Григорьевичем, вызвал у студентов неподдельный интерес: речь шла о 38-летней женщине - докторе, погибшей при явлениях мозговой комы. Лечили больную от нейроинфекции, однако уже после её смерти выяснилось, что она была ВИЧ-инфицирована.  Пациентка была информирована о своём диагнозе, но скрыла его от коллег, которые, зная об этом, вероятно, смогли бы ей помочь.  Студентам предлагалось определить для себя, затрагиваются ли в этой трагической истории аспекты этики, деонтологии, морали. Размышления об этом настроили аудиторию на деловой лад.

Наука и этика

Будущим врачам было интересно ознакомиться с прогнозом, предоставленным журналом «Science»: на схеме наглядно продемонстрировано, как будут развиваться различные сферы нашей жизни вплоть до 2040 года (информационные технологии, энергетика, окружающая среда, медицина и т.д.)

- Как видите, мы живём в период «медицины 4П», - комментирует А.Г. Чучалин, - это прогнозирование (создание вероятностного прогноза здоровья на основании генетических исследований), партисипативность или партнёрство (широкое сотрудничество различных врачей-специалистов и пациентов), профилактика, и, наконец, самое главное -  персонализация, основанная на индивидуальном подходе к каждому больному.

Впереди – активное развитие трансплантационных технологий, в том числе,  с использованием искусственных и выращенных органов.

-  Мы провели более 30 трансплантаций легких пациентам с различными тяжелыми заболеваниями органов дыхания. Сейчас на повестке дня - внедрение машины «vivo ex- vivo» («живое в неживом»), где донорские легкие в условиях вакуума могут достаточно долго сохраняться  и даже подвергаться лечению, в частности направленному на ослабление синдрома биологической (или иммунной) несовместимости, – рассказал Александр Григорьевич. - Кстати у истоков всех этих технологий стоят отечественные исследователи В.П. Демихов, С.С. Брюхоненко и др. Называть себя их учениками для многих зарубежных специалистов – большая честь.

В 2025 году нас ожидает расцвет генной терапии. Примерно к этому же времени планируется получение врачебным сообществом эффективного лекарства от рака. Уже к 2040 году предполагаемая продолжительность жизни человека должна достигнуть 120-140 лет.

- Самое время задуматься над моральными проблемами, которые возникнут вместе с прорывом технологий вперед, -  сказал академик, - ведь этика, динамично развиваясь вместе с молекулярной биологией, генетикой и другими науками, всегда немного от них «остаёт».

Поэтому и возникает полемика о том, каким быть доктору. И вот один из фактов:

- Медицинская информация удваивается каждые 18 месяцев, - прокомментировал следующий слайд Александр Григорьевич, - Это значит, если в течение года врач не изучает новую литературу в своей области, он уже не сможет восполнить пробел.

Как говорил известный хирург Николай Амосов, врач ответственен за своё образование, а на современном этапе развития медицины именно умение самостоятельно обновлять знания приобретает большое значение. 

Истина дороже учителя

Чтобы понять суть учения об этике, нужно досконально изучить историю вопроса. Александр Григорьевич приоткрыл перед слушателями «мифологическую страницу», напомнив им об Асклепии, Платоне, Сократе, Аристотеле

-  В дебатах между Платоном и Аристотелем и закладываются вопросы этики, – пояснил академик.

Думаю, всем присутствующим показались особенно интересными биографические сведения об Аристотеле:  оказывается, его отец был военным врачом, он дружил с самим Эскулапом (Асклепием). Понятно, что из бесед докторов Аристотель мог почерпнуть идеи для создания своего учения об этике, неслучайно в его философском труде столько страниц посвящено медицине.

Александр Григорьевич напомнил студентам легенду об эскулаповой змее и Панацее, которая невольно стала «вдохновительницей» развития фармакологии, о корпусе Гиппократа. Упомянул он и о выдающемся английским философе Бентаме Иеремии, чьему авторству принадлежит понятие «деонтология» - наука о морали, которая имеет место быть только в  медицинской деятельности: она учит, как нужно поступать в той или иной ситуации, а как – нельзя.

- Следует особо подчеркнуть, что в России вопросы этики были отражены уже в «Стоглавом соборе», написанном по приказу и при личном участии царя Ивана Грозного.  Ничего подобного «просвещенная» Европа тогда еще не знала. – рассказал Александр Григорьевич.

Главное, что вынесли студенты из этой части лекции: медицина – это своего рода искусство которое стремится к высшей цели – здоровью. Чтобы достойно служить этой цели: оберегать и помогать восстанавливать здоровье человека, врач должен развивать в своей душе добродетель – внутренний порядок, который обретается лишь в сознательном и целенаправленном усилии. Этому и способствует этика.

-  Однажды я понял, что обкрадывал себя, не прочитав «Никомахову этику» Аристотеля ещё в годы учёбы, - поделился Александр Григорьевич. - Доктор должен знать такие произведения.

Этические кризисы в истории России

Чтобы досконально разобраться в теме лекции, нужно уметь анализировать и понимать исторические факты. Лучше всего это сделать на примерах судеб выдающихся врачей.

 Академик рассказал о Евгении Сергеевиче Боткине – лейб-медике, сыне знаменитого врача С.П. Боткина. Нам было интересно узнать о том, что, окончив с отличием медицинский факультет университета, он, игнорируя открывающиеся блестящие возможности стажировок, начинает работать в Мариинской больнице для бедных. Евгений Сергеевич читал удивительные лекции, на которые приходили слушатели из Военно-медицинской академии. Темы были такими: «Как ухаживать за больным» и «Как любить больного?»  Эти знания очень помогали молодым докторам в клинической практике.

История назначения Боткина лейб-медиком также необычна: когда врач отправился на поля сражений русско-японской войны, он начал вести дневник. Записывал доктор также свои мысли и впечатления, связанные с фронтом, которые позднее были оформлены в небольшую книгу. С произведением ознакомилась императрица и приняла решение пригласить Евгения Сергеевича на должность лекаря царской семьи. Доктор пройдёт с Романовыми весь путь вплоть до их расстрела в подвале Ипатьевского собора города Екатеринбурга, оставаясь верным своему долгу до конца. В ночь казни он закрыл своим телом государя, приняв на себя первый удар.

Удивительна история последнего письма Е.С. Боткина брату, которое чудом сохранилось и обошло весь мир. Из этого послания мы понимаем, что он сознательно выбрал такой путь, ведь «вера без дел мертва есть». В наши дни не только врачи, но и философы, богословы, работники киноиндустрии всего мира изучают последнее письмо Е.С. Боткина, пишут доклады, создают сценарии кинофильмов.

Поступок русского доктора до сих пор вызывает полемику. Большинство студентов, присутствующих на этой лекции считают его подвигом. Кстати, на Западе Евгений Боткин причислен к лику святых решением Святейшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей.

- Моя задача – способствовать общецерковному прославлению Св. мученика Евгения (Боткина),  канонизировать его у нас, в России, - поделился Александр Григорьевич, показывая икону, выполненную палехскими мастерами, на которой  написан лик святого доктора.

Итак, первый этический кризис в нашей стране был связан с трактовкой жизнеописания доктора Боткина. Второй – с судьбой святителя Луки (Валентина Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.  Он с детства был православным человеком. В юном возрасте у мальчика обнаружился талант к рисованию. Отец, рассматривая его работы, решил, что сын будет художником, и отправил его в Академию Художеств Санкт-Петербурга. Однако, проучившись 2 года, Валентин понял, что у него другое предназначение,  и, переехав в Киев, поступил в медицинский университет, который окончил блестяще. Страсть к рисунку позволила ему превосходно знать анатомию и стать уникальным врачом. Он написал знаменитые «Очерки гнойной хирургии» - книгу, по которой учились поколения докторов, особенно, военных хирургов. Был в его жизни и ещё один поворот, когда медик решил стать священником, и второе издание «Очерков» написал уже в тюрьме. Но судьба Войно-Ясенецкого была трагична – он  был репрессирован и провёл в лагерях 11 лет. Архиепископ Лука оставил о себе память как врачеватель не только тел человеческих, но и душ.

Александр Григорьевич уделил внимание и другим репрессированным докторам: Практически из первых уст студенты узнали историю реабилитации профессора Д.Д. Плетнева, в которой академик А.Г. Чучалин сыграл основную роль. В сталинскую эпоху врач был обвинен в смерти А.М. Горького, а затем жестоко репрессирован. Трудности, которые возникают на пути реабилитации безвинно репрессированных,  также относятся к этическим вопросам. Академик также коротко рассказал о деятельности замечательных профессоров, воспитавших не одно поколение талантливых учеников и о знаменитом «Деле врачей».

Особая часть лекции, прочитанной в год юбилея Великой Победы, была посвящена истории Нюрнбергского процесса. Студенты сами попытались определить для себя деятельность врачей фашистской Германии  с точки зрения морали, что также послужило для них воспитательным моментом.

Время исправлять исторические ошибки

 В послевоенные годы была создана Всемирная Медицинская Ассоциация, принявшая свой Этический кодекс, который, к сожалению, тогда не нашел поддержки у руководства нашей страны. С позиций сегодняшнего дня очевидно, что российские врачи должны войти в глобальную систему соблюдения высочайших этических стандартов, принятых в мировой медицине. Первые шаги в этом уже направлении сделаны.

В заключение лекции Александр Григорьевич рассказал о документе, где отражены основные моральные нормы  - Кодексе профессиональной этики врачей РФ, над которым, в частности, долго и основательно работал он сам.

- Этот документ отличается от всех остальных, известных в мировой практике, - рассказал академик, - где, наряду с зарубежным опытом, представлена квинтэссенция русской медицинской традиции, которая тесно связана с идеями Православия:  деятельность врача рассматривается как дело служения, а не дохода. Миссия доктора состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека.

Лекция А.Г. Чучалина заставила будущих врачей задуматься о нравственной стороне своей профессиональной деятельности  - а это первый шаг на пути к воспитанию молодых докторов как истинных русских интеллигентов.

Ольга Сластикова