Поделиться


Программа специалитета «Медицинская кибернетика»

Форма обучения: очная
Срок обучения: 6 лет
Вступительные испытания (ЕГЭ): математика, биология, русский язык


Чем занимается медицинская кибернетика?

«Медицинская кибернетика» - одна из относительно молодых специальностей высшего медицинского образования. Она появилась в нашей стране в 1974 году.

Понятие медицинская кибернетика подразумевает науку об управлении в сложных динамических медицинских системах. В настоящее время медицинская кибернетика неразрывно связана с медицинской информатикой – наукой о получении, обработке и передаче медицинской информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Врач-кибернетик получает не только медицинское, но и кибернетическое образование, изучая теоретические основы кибернетики, физиологическую и клиническую кибернетику, системный анализ и основы проектирования медицинских информационных систем.

Врач-кибернетик требуется во всех областях медицины и здравоохранения, а также в биомедицинских исследованиях. Врач-кибернетик может занимать научные, преподавательские и врачебные должности в медицинских организациях, учреждениях Минздрава РФ, РАН и других ведомств, заинтересованных в специалистах, подготовленных для разработки и внедрения медицинских информационных технологий, применения системного анализа и математической статистики в клинико-научных организациях.


Основные направления деятельности специалиста

  • Анализ, создание, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем и информационных технологий в медицине и здравоохранении.
  • Статистический анализ клинических, экспериментальных и медико-демографических данных.
  • Обработка медицинских сигналов и изображений.
  • Научные исследования в области фундаментальных медико-биологических дисциплин на основе математических методов и вычислительных средств.
  • Планирование клинического исследования, внедрение результатов в практику с использованием методов математической статистики и доказательной медицины.
  • Моделирование медицинских и биологических систем. Разработка и внедрение новых моделей и методов в клиническую практику и управление здравоохранением.
  • Разработка систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием искусственного интеллекта.
  • Разработка моделей и стандартов информационного взаимодействия в здравоохранении.
  • Врачебная деятельность: врач-статистик, после ординатуры – врач функциональной диагностики, врач-специалист по лучевым методам исследования.

Группа занятий (по общероссийскому классификатору занятий)

221

Врачи

213

Специалисты в области наук о жизни

2122

Статистики

2131

Биологи, ботаники, зоологи и специалисты родственных занятий

2269

Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы

2421

Аналитики систем управления и организации

251

Системные аналитики

2519

Разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, не входящие в другие группы

2529

Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы





Какие предметы изучают студенты?

Учебный процесс для будущих врачей-кибернетиков осуществляется по университетскому типу. Преподавание ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом.

На младших курсах (1-3-й) осуществляется углубленная фундаментальная подготовка по естественнонаучным и медико-биологическим дисциплинам:

  • гуманитарные, социальные и экономические: философия, история Отечества, история медицины, иностранный, латинский язык и основы медицинской и фармацевтической терминологии, медицинское право и др.;
  • математические, естественнонаучные: высшая математика, информатика, физика, химия, биология с экологией;
  • медико-биологические: генетика, морфология (анатомия и гистология), цитология, физиология, микробиология и вирусология, молекулярная фармакология, общая патология, иммунология, биохимия, общая биофизика;
  • физическая культура.

На старших курсах (4–6-й) преподаются профессиональные дисциплины:

  • медико-профилактические: гигиена с основами экологии человека, военная гигиена, эпидемиология;
  • клинические: внутренние болезни, клиническая и экспериментальная хирургия, лучевая диагностика и терапия, клиническая кибернетика, клиническая лабораторная диагностика, неврология и психиатрия, педиатрия. функциональная диагностика;
  • по профилю специальности: физиологическая кибернетика, медицинская биофизика, общая и медицинская радиобиология, медицинская электроника, теоретические основы кибернетики, системный анализ и организация здравоохранения, информационные медицинские системы, элективные курсы по выбору студентов.

При изучении клинических дисциплин основное внимание уделяется механизмам развития заболеваний, экспериментальному моделированию патологических процессов, инструментальной диагностике, использованию компьютерного мониторинга и других информационных технологий.

Заканчивается обучение выполнением и защитой дипломной работы, которая может быть как научной (фундаментальной или прикладной), так и научно-проектной.


Где работают медицинские кибернетики?

Медицинская кибернетика является междисциплинарной наукой. Врачи-кибернетики работают в тесном содружестве с врачами-клиницистами (терапевтами, хирургами, реаниматологами, неврологами, реабилитологами и др.), физиологами, биохимиками, математиками, инженерами и другими специалистами.

Врачей-кибернетиков активно берут на работу ведущие российские и зарубежные фирмы, занимающиеся разработкой и развитием медицинских информационных систем и технологий, а также национальные медицинские исследовательские центры, учебные вузы и НИИ.

Овладение специальностью «Медицинская кибернетика» открывает перед специалистом богатейшие перспективы для творческой деятельности. Однако, избирая эту профессию, абитуриент должен оценить свои возможности. Изучение математических и других точных дисциплин на глубоком уровне представляет большие трудности для тех, кто нацелен исключительно на медицину, имеющую естественную и гуманитарную направленность.

Специальность «Медицинская кибернетика» предоставляет выпускнику широкий диапазон возможностей. Проблема выбора конкретного пути бывает не простой. Но если выбор сделан правильно, специалист имеет интересную профессию, бесконечный профессиональный рост, моральное удовлетворение и достойную оплату труда.


Какое послевузовское обучение доступно выпускникам?

  • Аспирантура: в учебных вузах и биомедицинских НИИ по направлениям фундаментальная медицина, биологические науки.
  • Ординатура: функциональная диагностика, рентгенология, радиология, ультразвуковая диагностика, клиническая лабораторная диагностика.

До сих пор врач-кибернетик – образование элитарное. Каждому студенту уделяется много внимания, раннее определение с направлением будущей деятельности приветствуется и поддерживается. При этом потребность в выпускниках в перспективе будет лишь возрастать.

Приходите! Выбор специальности «Медицинская кибернетика» - это выбор, устремленный в перспективное будущее! Не зря ежегодный день встречи с выпускниками на кафедре медицинской кибернетики и информатики 12 апреля…