Кафедра биоэтикиВыбрать факультет
Поделиться


История

Кафедра биоэтики ЛФ


Кафедра биомедицинской этики была создана на основе решения Ученого Совета РГМУ в июне 2000г. по инициативе ректора академика В.Н. Ярыгина, при поддержке академика Ю.М. Лопухина.

Создание кафедры биомедицинской этики имеет свою историю. Ее начало - Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии 1969 года, в резолюции которой говорилось: "Конференция обращает внимание Главного управления учебных заведений МЗ СССР на необходимость внедрения медицинской деонтологии в преподавание".

Организация и внедрение преподавания курса "Биомедицинская этика" в РГМУ началось в конце 80-х - начале 90-х годов и было связано с созданием учебно-методического пособия "Этика и медицинская деонтология" под ред. академика РАМН В.Я.Таболина и доц. И.В. Силуяновой (1990г.) для студентов и аспирантов университета. В 1993 г. внедряется преподавание факультативного курса "Основы биомедицинской этики" для студентов 3-го курса педиатрического и лечебного факультета.

В 1996 г. решением Ученого Совета РГМУ от 29.01.1996 г. был открыт курс "Биомедицинская этика" при кафедре философии в статусе общеобязательной дисциплины гуманитарного профиля профессиональной подготовки врача. Руководителем курса назначается профессор, Ирина Васильевна Силуянова.

Программа курса по биомедицинской этике для студентов РГМУ как общеобязательного предмета была утверждена ЦКМС РГМУ 15.05.1996 г. В 1997 году И.В. Силуяновой был создан и издан учебник для медицинских и фармацевтических ВУЗов "Биоэтика в России: ценности и законы". Он был рекомендован к изданию Управлением учебных заведений Минздрава РФ.

С 01.09.1996 г. преподавание новой дисциплины ведется не только для студентов лечебного и педиатрического факультетов, но и для аспирантов и клинических ординаторов, с 1997 года – для иностранных учащихся, а в 1998 году – для студентов медико-биологического факультета.

В создании первой  в России «Программы  по  БИОЭТИКЕ.  Общий  курс для  студентов  высших медицинских учебных заведений» участвовали – акад. РАМН Лопухин Ю.М., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Юдин Б.Г., Бартко А.Н., Иванюшкин А.Я., Михайловска-Карлова Е.П., - М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, - 2001.

С 2002 года решением Ученого Совета РГМУ от 07.05.2001г. (Протокол №9) в программу подготовки аспирантов всех специальностей был включен курс по биомедицинской этике.

Кафедра систематически выпускает учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Биомедицинская этика» (2007, 2013 гг.). В 2016 г. вышло в свет пособие «Фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Биомедицинская этика»».

В 2014 году было опубликовано учебное пособие «Врач-пациент: система взаимоотношений», включающее 300 ситуационных задач.  Рекомендовано Учебно-методическим объединением по мед. и фарм. образованию.

В 2016 г. вышел в свет учебник «Биомедицинская этика» М., Изд.Юрайт.  , созданный профессором И.В.Силуяновой.

В настоящее время базовый курс лекций и практических занятий по дисциплине «Биоэтика» проводится на всех факультетах университета.

  • Кафедра разработала и внедряет элективные курсы -
  • «Врач-пациент: система взаимоотношений»,
  • «Этикет, этика и право в медицине»,
  • «Проблемы профессиональной медицинской этики в контексте современной культуры»,
  • «Информированное согласие: доктрина и процедура»
  • «Христианская  этика и современное медицинское право».

Целью учебной, учебно-методической, научной работы кафедры является формирование профессиональной этико-правовой культуры врача, как   важной составляющей качества медицинской помощи.   

Средствами достижения этой цели являются:

  • ознакомление студентов с социальными условиями осуществления профессиональной деятельности, к  которым относятся этико-правовые отношения врача и пациентов,  медицинского сообщества и государства;
  • изучение основных национальных и международных этических  и правовых документов, включая  этические  документы медицинских ассоциаций и объединений;
  • изучение принципов деонтологии и норм профессиональной биомедицинской этики;
  • формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии, характерологических особенностей и культуры пациентов;
  • изучение теоретических основ профессиональной биомедицинской этики;    
  • выработка навыков общения с пациентами, родственниками пациентов, коллегами, медперсоналом.

Научно-исследовательская работа

Основное направление научно-исследовательской работы кафедры – «Биомедицинская этика, медицинское право, нравственная антропология: проблемы взаимодействия».

Кафедра является постоянным участником национальных и международных научно-практических и теоретических конференций по проблемам морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности.

За период 2005-2016 г.г. сотрудники кафедры приняли участие в работе 90 научных конференций, включая международные, на которых было сделано 95 докладов.

За период 2005-2016 г.г. сотрудниками кафедры было опубликовано 162 научных статьи. 

Теоретические разработки кафедры используются в экспертной работе по анализу законопроектов по здравоохранению Государственной Думой РФ.

Работа в Экспертной комиссии Государственной Думы РФ имела своим результатом подготовку научно-теоретического обоснования  внедрения ряда норм в действующий Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 2011 г. :

  • исключения статуса аборта как права женщины;
  • введения «времени тишины»;
  • введения права врача на отказ от проведения аборта.

Продолжается работа над поправками в действующее законодательство:

  • изменение регламентации суррогатного материнства;
  • выведение абортов из ОМС. 

Проф. И.В. Силуянова принимала участие в подготовке и создании Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации Национальной медицинской палаты, принятый Первым национальным съездом врачей Российской Федерации (г. Москва, 5 октября 2012 Г.), в работе в экспертной комиссии МЗ РФ по созданию профессионального кодекса врача России, в работе в Исполкоме Общества православных врачей России и создание Кодекса православного врача России и Кодекса пациента. 

В период 2014-2016 г.г. сотрудники кафедры были участниками грантов:    

  • Грант РГНФ  «Биоэтика в России: опыт концептуализации и сравнительного анализа».
  • Грант Президента РФ «Техноэтика: концептуализация оснований и перспективы развития». 

Кафедра биомедицинской этики РНИМУ ведет сотрудничество с медицинскими ВУЗами Москвы и других городов России. Кафедра представляла свою позицию на V и VI Всемирных конгрессах по биоэтике. Профессор И.В. Силуянова является членом Всемирной ассоциации по биоэтике и членом Международного научного комитета этического образования в медицинской школе.

В настоящее время кафедра биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова является ведущей российской кафедрой данного профиля и ее деятельность соответствует стандартам европейского гуманитарного знания, отражая принципиальные изменения гуманитарной составляющей медицинского и фармацевтического образования России, способствует интеграции высшей школы России в международную систему образования. 

Кафедра проводит большую воспитательную работу со студентами. К формам этой работы относится:

  • Организация работы студентов-волонтеров в Хосписе №1
  • Ежегодное анкетирование студентов по проблемам биоэтики, анализ анкет, теоретическая обработка
  • Подготовка систем доказательств, логических аргументов для лекционного материала и семинарских занятий в работе над «пробелами» нравственного воспитания учащихся
  • Организация «Школы милосердия» – оказание помощи в поиске доноров
  • Создание информационно-просветительских материалов (стендов) для студентов по темам «Аборт глазами студента», «Хоспис».
  • Проведение Конкурсов творческих работ (плакаты, поделки, сбор видео материалов) по тематике проблем «Аборт», «Статус эмбриона», «Демография», «ВИЧ/СПИД», «Наркомания» среди студентов.
  • Демонстрация док. фильмов, направленных на профилактику молодежного  алкоголизма.
  • Цикл семинаров для иностранных (англоязычных) студентов «Духовно-нравственная культура России».
  • Отработка и закрепление практических навыков общения с пациентами, родственниками пациентов (на базе 1-ого Московского Хосписа), навыков поведения и этикета, ведения дискуссии, умения сообщения неблагоприятного диагноза  на семинарских занятиях, обсуждение морально-этических ситуационных задач и проведение деловых игр:
  • "Основные модели взаимоотношения "врач–пациент";
  • «Сообщение неблагоприятного диагноза»;
  • "Студенческие парламентские слушания";
  • "Студент–преподаватель" - правила этикета";
  • Искусственное прерывание беременности: «за» и «против»;
  • Эвтаназия: «за» и «против».

Стратегическое направление развития кафедры биоэтики соотносится с реализацией национальной политики по  выполнению национальных программ «Здоровье» с целевой установкой на повышение качества медицинской помощи.

Повышение качества медицинской помощи непосредственно связано с повышением качества медицинского образования, в рамках которого преподавание биоэтики в формате самостоятельной кафедры, является преимуществом университета и реальным содействием общеврачебной подготовке будущих врачей путем формирования морально-нравственной культуры и этико-правовой компетентности врача.