Поделиться


Новый взгляд на профессию врача


19 июня, в преддверии дня медицинского работника, ректоры крупнейших медвузов обсудили будущее профильного образования в России. В ходе дискуссии, проведенной онлайн в формате круглого стола «Новый взгляд на профессию врача», были обсуждены следующие аспекты: модернизация системы образования и роль государства в этом, развитие технологий, востребованные компетенции врачей в современном мире, настоящее и будущее медицинского образования в России.


В качестве участников круглого стола были приглашены: ректор нашего Университета С.А. Лукьянов, декан факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Ткачук, ректор Сеченовского университета П.В. Глыбочко, ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова С.Ф. Багненко, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова О.О.  Янушевич, ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко И.Э. Есауленко, ректор Сибирского государственного медицинского университета О.С. Кобякова, ректор Самарского государственного медицинского университета А.В. Колсанов, ректор Ростовского государственного медицинского университета С.В. Шлык, а также представитель фарминдустрии – первый заместитель генерального директора компании «Форт» А.Г. Ломакин.

Пандемия 2020 года подчеркнула особый статус медицинских специалистов и повысила внимание абитуриентов к профессии врача. Современные вызовы такого рода, как новая коронавирусная инфекция, а также новые технологии заставляют задуматься не только о роли врача в современном обществе, но и обсудить систему подготовки будущих сотрудников здравоохранения.

Все эти вопросы вызывали горячую дискуссию ректоров крупнейших медицинских вузов России.  Сергей Анатольевич подчеркнул, что современность требует от врача будущего знакомства с новыми технологиями и разработками: «К сожалению, с советских времен образовательная часть университетской программы была оторвана от научных разработок, которые велись в научно-исследовательских институтах Академии наук и пр. Это не соответствовало тенденциям, которые развивались во всем мире. 10 лет назад в этом направлении были предприняты серьезные шаги, внедрен целый ряд программ, позволяющих вовлечь студентов в науку еще в годы учебы, дать им возможность использовать творческий потенциал. Этот процесс продолжается: и сегодня мы обсуждаем с Министерством образования и науки программы для развития крупных университетов, где наука будет играть существенную роль. Министерство здравоохранения также уделяло много внимания развитию науки в университетах – и результат виден: качество обучения будущих врачей повысилось. Но, на мой взгляд, ключевым моментом является тот факт, что виден переход инновационных разработок из фундаментальной плоскости в прикладную. Однако здесь нам абсолютно необходим еще один «игрок» — те компании, которые реализуют продукцию (новые изобретения и т.д.), потому что это несвойственная для университета деятельность. Я вижу, как в последнее десятилетие произошли сдвиги в области прикладной медицинской науки: появились компании, которые готовы выпускать создаваемые у нас препараты — я имею в виду крупные государственные компании системы «Ростех». Таким образом, разработки ученых могут пройти полный цикл доклинических и клинических исследований и быть выведены на рынки.

Участие молодых ребят в научных коллективах — это всегда интерес, свежий взгляд, энергия и энтузиазм. У нас большую роль в этом играют студенческие научные кружки по разным направлениям, куда вовлекаются ребята с первого курса.

И.Э. Есауленко, ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко – участника  Научно-образовательного медицинского кластера «Восточно-Европейский», координатором которого является РНИМУ им. Н.И. Пирогова, отметил: «Думаю, все ректоры убедились: чтобы интегрироваться в мировое пространство, надо иметь хорошие образовательные программы, быть в курсе инновационных тенденций в системе медицинского образования, в том числе и цифровизации образования. Отмечу также, что объединение вузов по кластерам, предложенное Министерством здравоохранения, тоже помогает университетам развиваться: например, мы тесно взаимодействуем с РНИМУ им. Н. И. Пирогова, используя, конечно, его прекрасную базу. Именно это кластерное разделение позволило нам интегрироваться в научные исследования, благодаря которым наши рейтинги в науке будут повышаться с каждым годом...».  Также Игорь Эдуардович подробно рассказал об организации производственной практики как методе подготовки востребованных выпускников.

Отвечая на вопрос о престиже профессии врача, Сергей Анатольевич подчеркнул, что в период пандемии роль медработника получила особое звучание: «Однако сам престиж профессии выходит далеко за рамки только вузовских задач. Это, в общем-то, государственные задачи. Наш выпускник, президент Национальной медицинской палаты, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, всем известный «Детский доктор мира» Леонид Михайлович Рошаль всей своей судьбой обозначил, насколько серьезно звание врача, что подтверждено и государственными наградами, такими как «Герой Труда». Наша выпускница, заслуженный деятель науки, вице-президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов, почетный заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета нашего Университета, академик РАН и основатель научной школы акушеров-гинекологов Галина Михайловна Савельева также была отмечена этой высокой наградой.  В этом и проявляется уважение к профессии со стороны государства, наряду с поддержкой врачей, развитием клинических баз и т. д. Что касается новых направлений в подготовке будущих медиков, то я уверен: необходимо осовременивать подачу материала, улучшать образовательную среду, активно внедрять цифровые технологии».

Таким образом, в ходе круглого стола были обсуждены наиболее насущные проблемы медицинского образования, а также был намечен вектор развития подготовки врачей будущего: опираясь на лучшие российские традиции, через объединение высококачественных теоретических знаний, клинической практики и науки, с внедрением новых технологий предполагается поднять престиж профессии и дать выпускникам медвузов достойный старт в профессию.