История педиатрического факультета

( страница 2)

Со дня основания факультета подготовка будущих педиатров проводилась в соответствии с требованиями высшей школы и запросами практического здравоохранения. За прошедшие 75 лет существования педиатрического факультета многое претерпело изменения. Во-первых, увеличились сроки подготовки врачей-педиатров: с 4-х лет при открытии факультета до 6-ти лет начиная с 1946г. и по настоящее время.

Во-вторых, изменения коснулись и учебных планов (перечень обязательных для изучения дисциплин) и учебных программ по каждому предмету. Так, увеличилось число изучаемых дисциплин с 30 при организации факультета до 45 при переходе на 6-ти летнее обучении и 54-х в настоящее время.

Обучение студентов включает, наряду с профессиональной подготовкой, изучение гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Особенностью подготовки студентов педиатрического факультета является изучение вопросов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней, как у взрослых, так и у детей.

С первых лет организации факультета деканатом постоянно проводится работа с кафедрами по проведению профильного преподавания любой дисциплины учебного плана с учетом особенностей детского возраста.

В третьих, увеличилось количество педиатрических кафедр, и учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных дисциплин. При этом существенно возросло число часов, выделенных на освоение педиатрических дисциплин (с 340 часов в 1930г. до 1890 часов в 2000г.).

Это способствовало детализации преподавания и появлению наряду с кафедрами пропедевтики детских болезней, факультетской и госпитальной педиатрии, хирургических болезней детского возраста, кафедр, преподающих детские инфекции, поликлиническую педиатрию, эндокринологию.

Кроме того, на педиатрическом факультете выделились и стали самостоятельными кафедры неврологии, оториноларингологии, дерматовенерологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии, реалибилитации и спортивной медицины и физиотерапии, где преподавание проводится с акцентом на подготовку педиатров.

Особенностью действующего учебного плана в сравнении с предыдущими является введение в соответствии с требованиями Госстандарта элективных курсов, или курсов по выбору самого студента, что позволяет студентам сочетать обязательное медицинское образование с индивидуальным выбором в зависимости от выбранной специальности. В настоящее время кафедрами, где обучаются студенты педиатрического факультета, разработано свыше 90 элективных курсов, как по клиническим, так и по общим гуманитарным, медико-биологическим и медико-профилактическим дисциплинам.

Изменения в учебном плане затронули и организацию проведения итогового контроля знаний студентов. Изменилось не только число, но и организация проведения курсовых и государственных экзаменов. Если при образовании факультета сдача экзаменов по завершении обучения отдельных дисциплин отсутствовала, то в последующем их число возросло до 35, причем наряду с курсовыми выпускники сдают государственные экзамены.

В качестве государственной аттестации первые выпускники педиатрического факультета защищали дипломную работу, а в настоящее время студенты – педиатры сдают 5 итоговых государственных экзаменов по отдельным дисциплинам и 1 междисциплинарный экзамен по специальности «Педиатрия».

Министерство здравоохранения и социального развития, Учебно-методическое объединение по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию совместно с деканами постоянно ведут поиски наиболее оптимальных и объективных методов оценки знаний студентов.

Чуткое реагирование на запросы времени проявлялось в том, что именно на педиатрическом факультете РГМУ всегда находили поддержку и практическое осуществление идеи по совершенствованию высшей медицинской школы, по подготовке и обучению врачей-педиатров, по внедрению новых направлений в учебный процесс. Так, с целью предоставления возможности имеющим квалификацию среднего медицинского работника совершенствовать свои знания и получить высшее медицинское образование в 1964г. был открыт прием на педиатрическое отделение вечернего факультета, которое в 1971г. было преобразовано в вечернее отделение педиатрического факультета, где студенты обучаются в целом 6,5 лет, в том числе первые 5 семестров в вечерние часы, совмещая учебу с работой, а последующие 8 семестров – в дневное время. ( Далее... )