Поделиться


История

Кафедра психиатрии и медицинской психологии ЛФ


Николай Николаевич Баженов

Кафедра – одно из немногочисленных подразделений Университета, которые отсчитывают свой возраст от даты открытия медицинского факультета Московских Высших Женских Курсов - 1906 год. В тот период она носила название Психиатрическая Клиника МВЖК.

Основателем кафедры и её первым заведующим был замечательный отечественный психиатр, профессор Николай Николаевич Баженов (1857 – 1923г.г.) - видный учёный, клиницист, организатор психиатрической помощи, общественный деятель. Он входил в число первых профессоров МВЖК, официально утвержденных осенью 1906 года. И хотя чтение лекций и практические занятия начались несколько позднее (психиатрия изучается на старших курсах), именно этот акт правомерно считать моментом зарождения кафедры.

Н.Н. Баженов окончил медицинский факультет Московского Университета в 1881 году, а в 1894 году защитил диссертацию на тему «О значении аутоинтоксикаций в патогенезе нервных симптомокомплексов».

Н.Н. Баженов принимал активное участие в строительстве и открытии крупных психиатрических больниц, возглавлял их, был инициатором введения таких возродившихся ныне форм помощи психически больным как патронаж и посемейное призрение. В 1886 – 1889г.г. он – директор организованной им Рязанской психиатрической больницы, которая ныне носит его имя. Им же выстроена земская психиатрическая больница в г.Воронеже. В 1904 году он стал главным врачом Московской Преображенской больницы, которую расширил, построил новый корпус. Именно в Преображенской больнице первоначально и расположилась Психиатрическая клиника МВЖК. Эта традиция - строить педагогический процесс, исходя из потребностей повседневной клинической практики сохранилась и в последующем, - дважды меняя клинические базы, кафедра выбирала лечебные учреждения системы городского здравоохранения. Именно Н.Н. Баженовым были впервые введены для студентов практические занятия по психиатрии.

Он внес большой вклад в разработку законодательства о душевнобольных. Ряд его работ посвящен организации режима работы отделений и уходу за больными. Все эти инициативы осуществлялись Баженовым не только у себя на родине, но и в странах Западной Европы. В знак признательности Н.Н. Баженов был избран членом авторитетных научных обществ и учёных советов университетов этих стран. Во Франции он был удостоен ордена Почётного Легиона.

Н.Н. Баженов был эрудированным, талантливым, разносторонним по интересам, клиницистом. Важно отметить, что в сферу особо интенсивных научных интересов Н.Н. Баженова входили пограничные состояния (его работа «О значении стихийных бедствий для нервно-психического здоровья населения» (1910г.) и ныне воспринимается как очень актуальная). Эта проблематика - психогенные расстройства - остаётся одной из основных областей научных исследований кафедры вплоть до настоящего времени.

Духовные и социальные аспекты психиатрии увлекательно раскрыты Н.Н. Баженовым в «Психиатрических беседах на литературные и общественные темы» (1903г.). Гуманистическим пафосом проникнута его «Психология казнимых».

Известный историк психиатрии Ю.В. Каннабих сказало Н.Н. Баженове: «Когда будет написана история русской психиатрии, Баженову будет отведено в ней одно из самых видных мест» (Каннабих Ю.В. «История психиатрии» 1928, с.405).

Василий Алексеевич Гиляровский

Преемником Н.Н. Баженова на посту заведующего кафедрой стал Василий Алексеевич Гиляровский (1875–1957г.г.), которого без всякого преувеличения можно назвать одним из создателей отечественной психиатрии ХХ века в самых гуманных и академичных, в лучшем смысле слова, её проявлениях. Нет ни одной области психиатрии, в которую бы В.А. Гиляровский не внёс существенный вклад. Это прежде всего, следуя традициям кафедры, проблемы пограничной психиатрии, в частности неврозов.

После окончания медицинского факультета Московского Университета В.А.Гиляровский 3 года работал ординатором в клинике нервных болезней, а затем – в Харьковской губернской больнице на «Сабуровой даче» – невропатологом, психиатром и прозектором. Вскоре он вернулся в Москву и, по приглашению известного психиатра А.Н. Бернштейна, приступил к работе в психиатрическом учреждении нового типа – Центральном приёмном покое для душевнобольных и на организованных при нём – впервые в России – курсах усовершенствования психиатров, где успешно читал лекции. В этот период В.А. Гиляровский много занимался патоморфологией психозов и в 1909 году защитил докторскую диссертацию, посвящённую патанатомии и патогенезу порэнцефалии.

В 1910 году он перешел в Преображенскую больницу (где располагалась в те годы кафедра, ныне - психиатрическая больница №3 им. В.А. Гиляровского) и стал ассистентом у Н.Н. Баженова, а когда в 1915 году Н.Н. Баженов уехал работать в русском госпитале в Париже, В.А. Гиляровский принял на себя его обязанности руководителя кафедры.

В 1920 году кафедра перебазировалась в Донскую лечебницу (позднее названную Клинической психиатрической больницей №8 им. З.П. Соловьева, а ныне Клиникой неврозов), а В.А. Гиляровский стал главным врачом и заведующим кафедрой.

В 1929 году им строится специальный корпус, на первом этаже которого размещаются диспансерное и физиотерапевтическое отделения, а на втором этаже – аудитория и учебные комнаты для занятий со студентами.

В Донской лечебнице В.А. Гиляровский вместе со своими сотрудниками создал по существу больницу нового типа, в которой получали помощь не только больные с психозами, но и успешно лечились пациенты с психогениями и психопатиями. Тем самым продолжалось и развивалось заложенное Н.Н. Баженовым направление научно-практической разработки проблемы пограничных состояний. Вместе с тем исследования В.А. Гиляровского всегда отвечали на запросы сегодняшнего дня. В 20-30-х годах это публикации, посвящённые соматогенным нервно-психическим расстройствам; в 30-40-е годы – работы по клинике и лечению шизофрении и других психозов. Опыт Великой Отечественной войны обобщён в «Старых и новых проблемах психиатрии». Вопросам общей психопатологии посвящено «Учение о галлюцинациях», а «Введение в анатомическое изучение психозов» было первой отечественной монографией на эту тему. В.А. Гиляровский – автор классического в отечественной психиатрии руководства для студентов «Психиатрия», выдержавшего четыре издания, ценного и ныне, а также ряда других учебных пособий. В.А. Гиляровский продолжил активную деятельность, начатую Н.Н. Баженовым, в области организации психиатрической помощи. По его инициативе в Психиатрической больнице им. З.П. Соловьёва были открыты детские психиатрические отделения (и при нём начато преподавание на педиатрическом факультете), дневной стационар, диспансерное отделение и др. Под его руководством был разработан и внедрён в лечение душевнобольных прибор для электросна.

Василий Алексеевич Гиляровский и доцент П.Н. Ягодка с членами студенческого научного кружка.

В.А. Гиляровский – основатель и первый научный руководитель Института психиатрии Академии Медицинских Наук, ныне – Научный Центр психического здоровья РАМН. В.А. Гиляровский входил в число первых действительных членов АМН СССР. В период авторитарного внедрения учения И.П. Павлова в клиническую медицину В.А. Гиляровский был подвергнут грубой, несправедливой критике (1951г.). Но, несмотря на это, до конца дней он оставался авторитетнейшим учёным, патриархом отечественной психиатрии.

Олег Васильевич Кербиков

В 1951 – 1965 годах кафедру возглавлял Олег Васильевич Кербиков (1907-1965г.г.), также оставивший яркий, самобытный след в отечественной психиатрии.

О.В. Кербиков родился в Москве. В 1924 году он приехал в Москву и поступил в Московский Университет на медицинский факультет, который он окончил в 1929 году и был оставлен в клинике  профессора П.Б. Ганнушкина клиническим ординатором, а затем аспирантом. Уже через 4 года после окончания университета он – ассистент Корсаковской клиники.

В 1938 году О.В. Кербиков переходит ассистентом в IV Московский Медицинский институт к профессору Е.К. Краснушкину, взгляды которого были наиболее близки позициям безвременно скончавшегося П.Б. Ганнушкина. Одновременно с работой ассистентом он руководит Центральным Психоприемником Москвы (1938-1940г.г.).

В первый год Великой Отечественной войны О.В. Кербиков – старший врач Казанской психиатрической больницы, а с 1942 года – главный врач 2-й Московской загородной больницы «Добрыниха», ныне носящей его имя.

Последующие годы были целиком посвящены научно-педагогической деятельности. В 1945-1952 годах он возглавлял кафедру психиатрии Ярославского медицинского института, а затем – кафедру психиатрии 2-го Московского медицинского института. В 1956-1958г.г. он был его ректором.

О.В. Кербиков непрестанно искал пути совершенствования педагогического процесса, активно готовил кадры преподавателей и сам был блестящим лектором и педагогом. Он обновил и расширил восходящие к инициативам Н.Н. Баженова формы учебно-клинической работы студентов с больными на практических занятиях, этот принцип организации учебного процесса является основополагающим для кафедры и в наши дни. Научные интересы О.В. Кербикова были очень широкими. Его интересовали эндогенные психозы, вопросы терапии, философские проблемы психиатрии, но основное внимание было сосредоточено, как и у его учителей П.Б. Ганнушкина и Е.К. Краснушкина, на пограничной психиатрии. В этой области О.В. Кербиковым развивалось оригинальное научное направление – изучалась клиническая динамика ситуационных и личностных нервно-психических расстройств.

О.В. Кербиков вёл большую научно-организационную и общественную работу. Он был Действительным членом АМН СССР, её Главным учёным секретарём, входил в состав государственных общественных организаций самого высокого уровня, занимавшихся проблемами здравоохранения.

Геннадий Константинович Ушаков

Самобытно, по-новому, но столь же оригинально и содержательно продолжил «пограничную» тематику профессор Геннадий Константинович Ушаков (1921-1981г.г.), возглавивший кафедру после внезапной, безвременной кончины О.В. Кербикова.

Совсем молодым Г.К. Ушаков участвовал в Великой Отечественной войне, прошёл боевой путь до Берлина. После войны он окончил Ленинградский педиатрический институт и там же – аспирантуру при кафедре психиатрии, возглавлявшейся замечательным психиатром профессором С.С. Мнухиным.

В 1954 году он был избран заведующим кафедрой психиатрии Ярославского медицинского института. В 1961 году Г.К. Ушаков защитил докторскую диссертацию, посвящённую патогенезу эндогенных психозов. В начале 60-х годов он руководил отделом детских психозов Института психиатрии АМН СССР.

В 1965 году Г.К. Ушаков был избран заведующим кафедрой психиатрии 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, которую возглавлял до своей кончины. Он продолжал развивать начатое О.В. Кербиковым направление по изучению пограничной психической патологии, разрабатывал новые подходы к клинике психических расстройств - сравнительно-возрастной аспект, исследовал закономерные тенденции формирования личности

Энциклопедическая образованность и присущая ему широкая эрудиция, глубина клинического мышления проявились в его научных исследованиях, в круг которых включались клиническая психиатрия, генетика, нейрофизиология, эпидемиология психических заболеваний психогигиена и психопрофилактика. Он был одним из немногих, если не единственным исследователем, который разрабатывал критерии нормы психического здоровья, понятия дизонтогенеза, дал определение клинического метода в психиатрии.

Итогом многолетнего изучения пограничных психических расстройств явилась разработанная Г.К. Ушаковым оригинальная систематика форм аномальных развитий личности. Новые аспекты клиники и механизмов формирования пограничных расстройств были раскрыты в монографии «Пограничные нервно-психические расстройства» (1978г., 1987г.).

Г.К. Ушаков – автор учебника «Детская психиатрия» (1973г.) – по существу, единственного руководства, написанного с позиций сравнительно-возрастного подхода. И, хотя время неуклонно отдаляет нас от момента выхода учебника в свет, с годами он находит всё большее признание. По инициативе Г.К. Ушакова в конце 60-х годов в медицинских институтах было введено преподавание медицинской психологии – дисциплины, помогающей студенту войти во внутренний мир больного, психотерапевтически оптимально построить лечебно-диагностический процесс. Перу Г.К. Ушакова принадлежит учебник «Медицинская психология» (изд. 1976 и 1984г.г.), по которому занимаются студенты и ныне. Он написан в соавторстве с профессором Н.Д. Лакосиной.

Надежда Дмитриевна Лакосина

Надежда Дмитриевна Лакосина возглавила кафедру в 1982 году после внезапной безвременной кончины Г.К. Ушакова.

Она родилась в семье врачей – сотрудников психиатрической больницы им. В.И. Яковенко. После окончания Московского Медицинского Института им. И.М. Сеченова, она три года работала врачом в той же больнице, где трудились её родители.

Затем она обучалась в аспирантуре на кафедре психиатрии  I ММИ в клинике им. С.С. Корсакова под руководством Академика АМН СССР Е.А. Попова.

В диссертационной работе она выявила некоторые особенности ориентировочного рефлекса у больных шизофренией с дереализационно-деперсонализационными расстройствами.

Затем Н.Д. Лакосина три года вела доцентский курс психиатрии в Московском Медицинском Стоматологическом Институте, позднее работала ассистентом в клинике им. С.С. Корсакова (ММА им. И.М. Сеченова), а с 1960 года - на кафедре психиатрии 2 МОЛГМИ – РГМУ, где прошла путь от ассистента до заведующей кафедрой.

Её научно-организационная деятельность на этом посту началась с освоения новых клинических баз – ПБ № 1 им. Н.А. Алексеева и Детской ПБ № 6, поскольку больница им. З.П. Соловьёва была перепрофилирована в Клинику неврозов, вследствие чего осуществлять учебный процесс в полном объёме стало невозможным. Будучи ученицей и сотрудницей О.В. Кербикова и Г.К. Ушакова, профессор Н.Д. Лакосина сохранила традиционную кафедральную тематику – пограничная психиатрия, но в соответствии с потребностями времени вывела часть исследований за стены специализированной психиатрической больницы – в диспансеры, соматические стационары, экспертные учреждения и т.п.

Ею были сформулированы закономерности динамики психогенных расстройств, выявлены клинические варианты переходных состояний, уточнены клинические особенности и подходы к терапии; она соавтор двух открытий по диагностике психических заболеваний – шизофрении и алкоголизма. Докторская диссертация Н.Д. Лакосиной и опубликованная на основе этого материала монография «Клинические варианты невротического развития» – стройная и убедительная концепция непсихотических психогенных расстройств, - основополагающий труд по этой проблеме в отечественной психиатрии. Её перу принадлежат также монографии «Неврозы и невротические развития» (в соавторстве с профессором кафедры М.М. Труновой), «Экспедиция в гениальность» (в соавторстве), как бы пересекающиеся с работами по психопатологии творчества, оставленными основателем кафедры Н.Н. Баженовым. Профессор Н.Д. Лакосина, соавтор учебника «Психиатрия» (1995г), основного пособия, используемого в преподавании на лечебных и педиатрических факультетах медицинских ВУЗов страны, соавтор учебника «Клиническая психология» (2003).

Под руководством Н.Д. Лакосиной были защищены 17 диссертаций, кандидатских и докторских.

Н.Д. Лакосина – действительный член РАЕН.

Игорь Иванович Сергеев

С 1993 года кафедрой заведует И.И. Сергеев. Игорь Иванович Сергеев родился в Москве. Он окончил 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, клиническую ординатуру и аспирантуру при кафедре психиатрии этого же института.

И.И. Сергеев продолжает развиваемое на кафедре в течение многих десятилетий научное направление по изучению невротических состояний.

В его докторской диссертация проведено многоаспектное исследование психогенных заболеваний с началом в инволюционном и старческом возрасте.

Круг научных интересов И.И. Сергеева разнообразен: различные вопросы пограничной психиатрии и расстройств шизофренического спектра, сравнительно-возрастная психиатрия, избранные вопросы общей психопатологии, совершенствование классификации психических расстройств. И.И. Сергееву принадлежит значимый вклад в разработку различных сторон проблемы фобий (структурный анализ, типичные условия развития, прогноз, эффективность терапии), которые рассматриваются с различных позиций, с учётом их трактовок в современных международных классификациях, существенно отличающихся от традиционных, классических. При этом в основу научных разработок положен накопленный кафедрой опыт нозологической квалификации этих расстройств.

Одним из первых он изучил возможности и перспективы сложных и объемных клинико-статистических исследований. Им сформулированы предложения по оптимизации фармако- и психотерапии различных вариантов расстройств непсихотического уровня. И.И. Сергеевым разработаны с позиций общей психопатологии такие темы, как бредовая деперсонализация, транзиторные эндогенные психозы, феноменология аутодеструктивных действий без цели ухода из жизни, патопластические факторы бреда ревности у больных шизофренией.

И.И. Сергеев - автор более 80 научных публикаций, в том числе двух учебников в соавторстве - «Психиатрия» (2002г.) и «Клиническая психология» (2003г.), раздела «Психиатрия позднего возраста» в многотомном руководстве по геронтологии, главы в коллективной монографии. Под руководством И.И. Сергеева защищено 9 кандидатских диссертаций, еще 7 диссертационных работ завершены или близки к завершению.

Профессор И.И. Сергеев – член Президиума Правления Российского Общества психиатров, член психиатрической секции Учёного Совета МЗ РФ, Заслуженный врач РФ, член-корр. РАЕН.

С начала 80-х годов прошлого века кафедра располагается на двух клинических базах, в крупнейших психиатрических больницах г.Москвы и России. Базой лечебного факультета является Московская Клиническая психиатрическая больница № 1 им.Н.А. Алексеева (Загородное шоссе, д.2). Базой педиатрического факультета является Городская Детская Клиническая психиатрическая больница № 6  (5-ый Донской проезд, д.21а). С этого же времени она носит название - кафедра психиатрии и медицинской психологии.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии РГМУ (слева направо): нижний ряд - профессор Н.Д. Лакосина, заведующий кафедрой профессор И.И. Сергеев, профессор М.М. Трунова, верхний ряд - доценты И.П. Киреева, А.А. Шмилович, О.Ф. Панкова, Б.А. Воскресенский.

Кафедра ведёт преподавание на лечебном, педиатрическом и медико-биологических факультетах Университета, на дневном и вечернем отделениях. В 2001-2002 учебном году на кафедре приступили к занятиям также студенты Московского факультета. Общее количество студентов, проходящих через кафедру в течение учебного года - около 1000 человек. Преподавание ведётся дифференцированно по факультетам. Студенты лечебного факультета занимаются преимущественно в Клинической психиатрической больнице № 1 им.Н.А. Алексеева, студенты-педиатры – в Детской Клинической психиатрической больнице № 6. На кафедре постоянно осуществляется подготовка аспирантов, клинических ординаторов, интернов. В настоящее время постдипломное обучение на кафедре одновременно проходят  18-22 начинающих специалиста – клинические ординаторы и интерны.

Аспирантами и сотрудниками кафедры защищено более 100 кандидатских и докторских диссертаций. В разное время учениками и сотрудниками кафедры были крупные отечественные психиатры: академики АМН Г.В. Морозов, В.Я. Семке, член-корреспондент АМН Н.М. Жариков, профессора Н.М. Асатиани, Л.М. Барденштейн, В.П. Белов, М.Е. Бурно, Ю.А. Ильинский, В.В. Ковалёв, М.В. Коркина, В.Ф. Матвеев, В.Е. Рожнов, В.А. Ромасенко, Ю.С. Шевченко доктора медицинских наук Б.П. Калачёв, Г.В. Николаев и многие другие.

Ежегодно сотрудники и аспиранты кафедры публикуют 15-20 научных статей, выступают на съездах, симпозиумах, конференциях.

Все сотрудники кафедры ведут активную лечебно-консультативную работу в отделениях больниц – клинических баз кафедры.

На кафедре постоянно работает научный студенческий кружок. Наиболее подготовленные студенты проводят (под руководством преподавателей) клинические исследования. Их результаты докладывались на Университетских (Пироговская конференция) и выездных - в других городах - студенческих научных конференциях и неоднократно отмечались призами. Некоторые наиболее содержательные работы были опубликованы в научных изданиях. Ежегодно, вот уже на протяжении 20 лет, научным студенческим кружком при кафедре проводится Городская научная студенческая конференция «Баженовские чтения», названная в честь основателя кафедры. Тематика чтений разнообразна, они всегда привлекают большое количество участников и слушателей.

В работе кружка регулярно участвуют 20-30 студентов лечебного и педиатрического факультетов. Ежегодно около 10 выпускников по рекомендации кафедры получают распределение в клиническую ординатуру или интернатуру при кафедре или других психиатрических учреждениях.

На протяжении всех лет своего существования кафедра ведёт активную учебно-методическую работу. В течение многих десятилетий студенты не только Российского Государственного Медицинского Университета, но и многих других медицинских ВУЗов изучают психиатрию и медицинскую психологию по учебникам, написанным руководителями кафедры или при их активном участии.

Вот основные из них:

В.А. Гиляровский «Психиатрия» (1929, 1935, 1954г.г.)

                          «Лекции по психиатрии» (1943г.)

О.В. Кербиков «Лекции по психиатрии» (1953г.)

                       «Учебник психиатрии» (в соавторстве, 1957г.)

                        «Психиатрия» (1968г.)

Г.К. Ушаков  «Детская психиатрия» (1973г.)

Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков «Медицинская психология» (1976, 1984г.г.)

Н.Д. Лакосина «Психиатрия» (в соавторстве, 1995г.)

Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев «Психиатрия» (в соавторстве, 2002г.)

Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф. Панкова «Клиническая психология» (2003г.)

Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф. Панкова «Психиатрия и наркология» (2009г.)

Все заведующие кафедрой являлись авторами или принимали участие в разработке учебных программ по психиатрии и медицинской психологии для студентов, ординаторов, аспирантов.

Мы представили историю кафедры через личности ее руководителей. Их всего шестеро за 100 лет.

Очевидно, что в повседневной реальности многоплановая и интенсивная научная, учебно-методическая, педагогическая и лечебная деятельность осуществляется всем коллективом кафедры. Творческое взаимопонимание, доброжелательность и взаимопомощь - вот привычная, естественная атмосфера, которая как эстафета передается от поколения к поколению, от старших и по званию и по стажу - к начинающим.

Беречь созидательные традиции и быть в неустанном поиске нового - в науке, практике, в обучении студентов - вот принцип, которому кафедра психиатрии и медицинской психологии надеется быть верной и во втором столетии своего существования.