Поделиться


Качество школьного образования - экспресс форум в журнале "Аккредитация и образование"

В одном из номеров мы уже цитировали известного кинорежиссера Вадима Адбрашитова, с горечью отмечавшего, что на первом курсе ВГИКа большая часть времени и сил педагогов уходит на то, чтобы вернуть учащихся к азам школьного образования: "Мы вынуждены вначале рассказывать кто такой Чехов, и напоминать, что был такой писатель - Шукшин". Мастер в своей тревоге не одинок: жалуются на общеобразовательную подготовку абитуриентов и принимающие вступительные экзамены педагоги вузов...

Проблемы оказалась настолько актуальной, что один из следующих номеров нашего журнала редакция решила посвятить теме качества образования в российской общеобразовательной школе. Приглашаем присоединиться к обсуждению проблемы. На вопросы журнала отвечает ректор Российского государственного медицинского университета, академик РАМН, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора Володин Николай Николаевич


1. Как вы оцениваете уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов вашего учебного заведения?

К сожалению, но я абсолютно согласен с мнением Вадима Абдрашитова об уровне общеобразовательной подготовки выпускников средних школ нашей страны.

Мой опыт работы в должности ректора всего десять месяцев, однако еще в начале 70-х годов прошлого века, когда я был старшим лаборантом во 2-ом МОЛГМИ, мне доверили руководство экзаменационными комиссиями. Остались яркие воспоминания о проблемах того времени, основными из которых были сложность отбора лучших из лучших в условиях высокого конкурса, разработка экзаменационных материалов - билетов, тем сочинений в рамках утвержденной программы, но с обязательным наличием сложных элементов, требующих поиска нестандартных подходов к решению.

На вступительных экзаменах большое количество абитуриентов, число которых значительно превышало контрольные цифры приема, достойно доказывало свое право быть зачисленными на первый курс. Заключительные заседания приемной комиссии проходили с большим напряжением и, как правило, заканчивались поздно вечером, а иногда и продолжались на следующий день. Остались в памяти высокая собранность абитуриентов, концентрация внимания на фор­мулировках задания и вопросов, логика при изложении материала и решении задач. Среди абитуриентов были, конечно, и слабые, но выбор лучших из лучших сохранялся на протяжении всего марафона. Особо впечатляющими были работы по русскому языку и литературе. Они характеризовались объемом, глубоким пониманием характера героев, эпохи, происходящего действия.

Что показал 2008 год? Впечатление от короткого общения с абитуриентами, находящимися в аудитории перед началом экзаменов, было оптимистическим. Вводное слово, представление пакетов с экзаменационными билетами, пожелание успеха обеспечили мне возможность оценить лица, на мгновение встретиться взглядами почти со всеми находящимися в аудитории и придти к заключению: «Ребята уверены в своих силах и готовы к борьбе».

Мой оптимизм сменился растерянностью с элементами страха после знакомства с работами, которые выполнили те, кто произвел на меня хорошее впечатление четыре часа назад. Как может вода выпасть в осадок? Как можно утверждать: «Я десяток раз читал прекрасную книгу «Мастер и Маргарита» и каждый раз не мог оторваться от этого замечательного романа»?

Уровень знаний, оценка в аттестате, баллы в свидетельстве об ЕГЭ у одного и того же выпускника не соответствуют друг другу. Мое твердое убеждение: потенциальные возможности выпускников средней школы большие, что подтверждает их достаточно хорошая адаптация к учебным нагрузкам в первые два-три месяца учебы в вузе, но школа не смогла выполнить свою задачу - найти методические подходы к освоению учебного материала, его пониманию, выработке умения логически выстроить мысль и четко сформулировать ответ на поставленный вопрос.

2. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы повысить уровень подготовки в российской школе?

Что делать для повышения качества подготовки выпускников? Сложно ответить. Уверен в одном, медицинские вузы должны расширить работу по созданию специальных лицеев, медицинских классов на базе образовательных школ.  Совместная работа по схеме «вуз - школа», причем на уровне 8-11 классов, позволит не только обеспечить контингент профессионально ориентированных абитуриентов, но и повысит уровень их подготовки, что позитивно отразится и на освоении сложных дисциплин учебного плана.