Российский Государственный Медицинский Университет — вчера, сегодня, завтра

В 2006 году медицинское и образовательное со­общество страны отметило 100-летний юбилей Российского государственного медицинского университета (РГМУ). История РГМУ начинается в 1906 году, когда в составе Московских высших женских курсов (МВЖК) открылся Медицинский факультет. Затем, в 1918 году, Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский государственный университет (2-й МГУ) с медицинским факуль­тетом. В 1930 г., в результате реорганизации 2-го МГУ, образуется самостоятельное высшее медицинское учебное заведение — 2-ой Московский государственный медицинский институт (2-ой МГМИ) – 2-ой Московский ор­дена Ленина государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова (2-ой МОЛГМИ). С 1991 года Российский государственный медицинский университет (РГМУ) является правопреемником 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.

Обратим внимание на даты, приведенные выше. Это пе­риод истории, характеризующийся величайшими события­ми мирового масштаба, сконцентрированными во времени и затрагивающими принципиальные стороны существования людей. Речь идет об идеологии, представлениях об общечело­веческих ценностях, принципах государственного устройства и многом другом. XX век - это одновременно и период не­бывалого по темпам развития науки, появления в ней новых направлений и целых областей. Научный прогресс оказывал революционизирующее влияние на положение дел в сфере техники и технологий (в том числе - медицинских), меняя менталитет человечества. Все это сказывалось на отноше­нии общества и власти к образованию. Нашему государству историей была уготована судьба активного участника, иногда инициатора и лидера, всех крупных событий, на которые ока­залось столь богато минувшее столетие.

Отмеченные выше условия не могли не предъявлять спе­цифических требований к национальным образовательным системам, в частности, к сектору высшего медицинского об­разования. XX век ознаменован также сменой лидирующих принципов построения национальных систем охраны здо­ровья населения.

При складывавшихся обстоятельствах медицинское об­разование и, следовательно, медицинские вузы, чтобы соот­ветствовать запросам практического здравоохранения и про­грессу науки, должны были обладать качеством динамичного развития и ресурсами (материальными и кадровыми), обеспе­чивающими оперативное реагирование.

Лидирующее положение РГМУ в отечественной высшей медицинской школе — бесспорное доказательство того, что вуз на всех этапах своей истории демонстрировал названное качество. Об этом свидетельствует неуклонный рост числа учащихся и преподавателей, увеличение количества факуль­тетов и кафедр. Более того, вуз отличало своевременное отношение к жизненно важным запросам практики и биомедицинской науки. В 1963 году, в период активного освоения космического пространства, становления и развития новых отраслей науки во 2-м МГМИ был открыт первый в мире медико-биологический факультет, который начал готовить врачей-исследовате­лей в области биофизики, биохимии, медицинской кибернетики.

Сюда относится учреждение новых факультетов, в том числе и не имевших мировых аналогов (педиатрический, тот же ме­дико-биологический), а также оперативная организация фа­культетов в ответ на политическую обстановку (военный фа­культет), изменение удельного значения определенных фак­торов здоровья и нездоровья населения (факультет клиниче­ской психологии) или смены концепции профессионального образования, например, в связи с тем, что оно должно было стать непрерывным (факультеты подготовки и переподготов­ки преподавателей, усовершенствования врачей, довузовской подготовки). Само учреждение медицинского факультета в составе МВЖК открывало новые перспективы увеличения числа врачей в России в условиях их выраженного недостатка за счет женского «ресурса».

Важным событием явилось получение вузом в 1991 г. статуса первого в истории отечественной медицинской шко­лы отраслевого университета. Указанный статус официаль­но подтверждается вот уже более 17 лет. На протяжении вековой истории вуз неизменно и эффективно решает задачи, которые перед ним ставит учредитель  и руководство страны.

За годы существования нашего университета подготов­лено около 70000 врачей, добросовестно исполнявших и исполняю­щих профессиональный долг во всех уголках нашей Родины, а также за рубежом. За заслуги в области подготовки врачебных кадров и в связи с 60-летием, в 1966 г. вуз был удостоен высшей правительствен­ной награды страны — ордена Ленина.

В том, чем славен РГМУ, — опреде­ляющий вклад не одного поколения профессоров, преподава­телей, научных сотрудников, всех категорий учащихся, вспо­могательного и административно-хозяйственного персонала. Задача коллектива университета наших дней и на пер­спективу - быть достойным дел предшественников и своей работой крепить добрую славу вуза и развивать его добрые традиции.

Таким образом, главная задача РГМУ состоит в подготовке врачей, то есть специалистов, призванных охранять, сохранять и преумно­жать здоровье нации.

Структура университета включает в себя: 4 научно-исследовательских института, в числе которых включенный в 2008 г. по решению Правительства РФ НИИ геронтологии; 24 программных и хозрасчетных научно-исследовательских лаборатории в составе 6 научных отделов; 8 факультетов первичного медицинского образования (лечебный, педиатрический, Московский, медико-биологический, международный центр теоретической медицины, психолого-социальный, фармацевтический, стоматологический) и факультет усовершенствования врачей с более чем 140 кафедрами. 50 кафедр из этого перечня принимают участие в подготовке студентов англофонного отделения. Крупные отделы ВУЗа обеспечивают учебную и научную работу: отдел аспирантуры, ординатуры и докторантуры, отдел информационно-образовательный систем, учебный отдел, учебно-методический отдел, деканат производственной практики и интернатуры, отдел по обучению иностранных граждан и другие. В учебно-лабораторном комплексе сосредоточены теоретические кафедры факультетов, оснащенные современным учебным и научным оборудованием. Университетская фундаментальная библиотека содержит свыше 700000 томов, читальный зал для учебной и научной работы. Учебно-лабораторный комплекс, учебный корпус и общежитие расположены компактно; это удобно для студентов, ординаторов и аспирантов, которые учатся в РГМУ и живут в студгородке "Медик". Университет располагает учебно-спортивной базой "Конаково", спорткомплексом, профилакторием для студентов.

РГМУ теснейшим образом связан с практическим здравоохранением. Базами университета являются 38 наиболее крупных городских больниц, ряд диспансеров, родильных домов. Среди них отмечается многопрофильная Российская детская клиническая больница, оснащенная современным медицинским оборудованием и вычислительным центром. В них будущие врачи проходят клиническую подготовку под руководством опытных преподавателей. Профессорско-преподавательский состав РГМУ - 1500 человек, среди которых: 2 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН, 30 академиков РАМН, 20 член-корреспондентов РАМН, 334 профессора и 575 доцентов.

Одна из самых актуальных проблем современного здравоохранения — проблема кадров. Столичные государственные ме­дицинские вузы — РГМУ, ММА им. И.М. Сеченова, МГМСУ — ежегодно выпускают достаточное количество молодых специалистов. Но, к сожале­нию, совсем небольшое количество выпускников идет работать в амбулаторно-поликли­ническое звено столицы. В связи с этим, Правительством Москвы был проведен анализ качества подготовки врачей среди столичных вузов  и на основании многочисленных параметров был выбран РГМУ. В соответствии с распоряжением Мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова от 29.06.1998 г. № 645-рм «О мерах по обеспечению системы здраво­охранения Москвы врачебным персоналом» и с целью укомплектова­ния врачебными кадрами амбулаторно-поликлинических учреждений г.Москвы, был образован Московский факультет РГМУ. Затем, совместно с Департаментом здравоохранения г.Москвы и деканатом интернатуры и производственной практики РГМУ была проведена ра­бота по утверждению перечня клинических баз и определению ответст­венных лиц из числа сотрудников кафедр Московского факультета РГМУ для организации и проведения производственной врачебной практики студентов факультета. В настоящее время Москва получает высо­ко квалифицированных врачей, которые приходят работать в первичное звено столичного здра­воохранения.

В данный момент в университете обучается около 9000 студентов, 583 докторанта и аспиранта, 798 ординаторов, 400 интернов и 89 внешних соискателей. Среди них — 950 человек из более чем 60 зарубежных стран, в том числе 450 человек из Малайзии.

В>соответствии с правилами приема иностранных граждан в РГМУ и информационных писем посольства Малайзии от 16 июня 2005 г. и Мини­стерства высшего образования Малайзии от 13 апреля 2006 г. прием граждан Малайзии на первый курс производится на основании документа о полном среднем образовании - STPM-сертификата или сертификатов подготовитель­ных факультетов университетов на базе SPM-сертификата. При этом учиты­вается, что в Малайзии для поступления на специальность «Общая медици­на» в STPM-сертификате или другом эквивалентном ему документе совокуп­ный средний балл по основным предметам должен быть 3.00 и выше, и должно быть три оценки «В» и выше. При приеме документов требуется их легализация (подтверждение подлинности документа) и установление их эк­вивалентности российским образовательным стандартам. Легализация про­водится в министерстве образования Малайзии или посольстве Малайзии в России. Установление эквивалентности сертификатов о среднем образова­нии, полученных в Малайзии, российским образовательным стандартам осуществляется на территории России в Рособрнадзоре Министерства обра­зования Российской Федерации.

Граждане Малайзии, желающие поступить в РГМУ, но имеющие толь­ко SPM-сертификат, обязаны окончить годичные курсы на подготовительном отделении РГМУ или других ВУЗов России по медико-биологическому на­правлению. На подготовительном отделении изучаются: русский язык, био­логия, физика и математика, химия. Ежегодно на подготовительном отделе­нии РГМУ обучается 30–70 граждан Малайзии.

Студенты,  обучающиеся в вузе в соответствии с учебным планом проходят гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические, естественно-научные и медико-биологические дисциплины, медико-биологические дисциплины, общепрофессиональные клинические дисциплины — 11718 академических часов, а также имеют право выбора по прохождению элективного курса. Элективы представлены по 78 темам с общей продолжительностью 144 академических часов. Студенты медико-биологического факультета на 14 кафедрах проходят специальный курс по 18 темам, общим объемом 500 академических часов. Оценка успеваемости студентов осуществляется по 5-тибальной системе. Малазийские студенты в 2007/2008 учебном году сдали сессию на хорошо и отлично на 1 курсе 60%, на втором — 64%, на третьем — 72%, на четвёртом — 71%, на пятом — 72%, на шестом — 86%. По итогам этого учебного года за академическую неуспеваемость из университета отчислено 77 иностранных студентов, из них 26 — из Малайзии. В связи с низкой успеваемостью предоставлен повторный год обучения 15 студентам, в том числе 10 из Малайзии.  По результатам проведения итоговой  государственной аттестационной комиссии, которая, по распоряжению Минздравсоцразвития РФ, может состоять из представителей профессорско-преподавательского состава других медицинских вузов страны и проходит в три этапа (тестовый контроль, отработка практических навыков, собеседование по основным профильным дисциплинам), выпускнику присваивается квалификация — доктор медицины (для иностранцев) или врач (для граждан РФ). Стоимость обучения для студентов-контрактников составляет: для обучающихся на русскоязычном отделении — 95000 рублей; на англофонном — 160000 рублей (с учетом инфляции цена обучения не является фиксированной). Университет многие годы осуществляет тесную связь с выпускниками, оказывает им научно-методическую и консультативную помощь. Многие из них закончили интернатуру, ординатуру, аспирантуру и докторантуру на наших кафедрах. Выпускники РГМУ широко востребованы за рубежом.

Наш Университет поддерживает международные связи со многими зарубежными организациями: Университетом имени А.Пуанкаре и центром А.Воутрена, г.Нанси (Франция), Институтом медицинской биологической физики, г.Лейпциг, с клиникой Рейн-Вестфальской высшей медицинской школы, г.Аахен (в рамках деятельности Российско-германского института хирургических исследований), с Берлинским университетом (Германия), с Университетом Базеля (Швейцария), с онкологическим центром Фокс-Чейз, г.Филадельфия (с участием студентов), с Университетом штата Айова (США), с Оксфордским и Лондонским университетами (Великобритания) и др.

Большие успехи в лечении многих заболеваний связаны с деятельностью ученых нашего университета. Речь идет о сердечно-сосудистых и инфекционных болезнях, о достижениях в хирургии, педиатрии и т. д. Федеральное агентство по науке и инновациям и Совет по грантам Президента Российской Федерации объявили результаты конкурса 2008 года на соискание государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами России: в списке победителей конкурса в области медицины значится 31 научная школа. Российский государственный медицинский университет уверенно лидирует по числу победителей - научные исследования 6 научных школ нашего вуза признаны заслуживающими государственной поддержки. Это научная школа академика РАМН, профессора Н.Н. Володина (Комплексный подход к профилактике и лечению хронических заболеваний легких у недоношенных детей), научная школа академика РАМН, профессора А.П. Нестерова (Оптимизация диспансеризации и мониторинга больных глаукомой), научная школа академика РАМН, профессора Г.М. Савельевой (Оптимизация ведения беременности и родов – здоровье будущего поколения), научная школа академика РАМН, профессора П.В. Сергеева (Поиск новых соединений стероидной структуры и конструирование стероидсодержащих нанокомплексов с гормональной и антигормональной активностью для повышения эффективности и безопасности гормонотерапии. Руководитель темы член–корр. РАМН, профессор Н.Л. Шимановский), научная школа академика РАМН, профессора Ю.К. Скрипкина (Усовершенствование диагностики и лечения пузырных дерматозов на основании изучения механизмов патогенеза заболеваний), научная школа академика РАМН, профессора Г.И. Сторожакова (Хроническая сердечная недостаточность: изучение механизмов прогрессирования, выявление путей повышения качества жизни и увеличения ее продолжительности).

РГМУ всегда занимал и продолжает занимать лидирующие позиции в медицине. Но не все для нашего Университета давалось легко: государственный кризис 90-х годов прошлого века печальным образом отразился и на жизни СНО, и на «Пироговке». И только благодаря самоотверженной работе студентов и всесторонней поддержке ректората РГМУ в 1997 году, после продолжительного перерыва СНО возобновило свою работу, вновь стали проводиться ежегодные Пироговские научные конференции, которые с 2005 г. получили статус международных. Теперь, наряду с участниками из России и других стран СНГ, РГМУ принимает гостей из Германии, Болгарии, Македонии, Сербии, Польши, Албании, Румынии и ряда других стран. Интерес к конференции растет с каждым годом, о чем говорят цифры: в 2004 году на конференцию было прислано около 380 работ, в 2005 году — около 500 работ, в 2006 —  около 1000, а в 2007 —  около 1400. Работы подвергаются тщательному отбору, после чего публикуются в специальном выпуске журнала «Вестник Российского государственного медицинского университета», который после завершения конференции высылается авторам, а его электронная версия размещается на сайте конференции www.pirogovka.ru.

Конференция проводится уже на протяжении многих лет и является одной из самых значимых студенческих научных мероприятий года. С каждым годом представительство студентов на «Пироговке» только увеличивалось, расширялась география конференции, что подтверждают нижеследующие факты.

На первой международной Пироговской студенческой научной медицинской конференции приняли участие студенты из России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, а так же Польши, Словакии и Литвы, из 96 городов, представляющих 44 ВУЗа из шести стран.

30–31 мая 2007 года состоялась Международная, научная, ежегодная конференция «Стволовые клетки и перспектива их использования в здравоохранении», на которой предварительно зарегистрировалось 176 участников, присутствовало  98 человек из 18 регионов России, а также гости из Великобритании (Бишоп), Македонии (Скопье), Боснии и Герцеговины (Сараево), Сербии (Белград), Румынии (Клуй-Напока), Австрии (Вена), Польши (Варшава), Казахстана (Астана, Алматы), Украины (Киев), Белоруссии (Минск). От иностранных студентов было подано 36 тезисов, от общего числа участников было сделано 33 доклада и опубликован 51 тезис в сборнике по фундаментальным и клиническим исследованиям в области клеточных технологий, а также проведен круглый стол с участием фирм – поставщиков оборудования и расходных материалов для клеточных технологий.

20 марта 2008 года состоялась III Международная (XII Всероссийская) Пироговская студенческая научная конференция, в которой приняли участие более 1500 студентов и молодых ученых (до 35 лет) из 45 городов России, из 112 медицинских вузов и из 12 стран, включая Германию, Польшу, Сербию, Узбекистан, Украину и др. В работе Пироговской студенческой научной медицинской конференции отмечались устные и стендовые доклады на 8 секциях: акушерство-гинекология, внутренние болезни, детская хирургия, медико-биологические проблемы, организация здравоохранения, педиатрия, психиатрия и клиническая психология, хирургия. Возглавлялись секции ведущими специалистами отечественного здравоохранения и медицинской науки. Материалы конференции были опубликованы в специальном выпуске журнала «Вестник Российского государственного медицинского университета», входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования Российской Федерации для публикации научных работ, выполненных соискателями ученой степени кандидата и доктора наук. 

Малазийские студенты принимают активное участие в спортивных ме­роприятиях не только университета, но и в межуниверситетских соревнова­ниях в г. Москве и в других городах России. Ежегодно проходят спортивные игры малазийских студентов, обучающихся в медицинских ВУЗах. Послед-

ние игры состоялись в Нижнем Новгороде в мае 2008 г. Команда РГМУ заня­ла 2-е общекомандное место. В 2007 г. РГМУ принимал команды малазий­ских студентов из городов: Курск, Волгоград, Нижний Новгород, Москва.

2 года назад была создана сборная по бадминтону для участия в соревнованиях между различными вузами г.Москвы. Основу сборной составили студенты из Малайзии. По регламенту новая команда начинает свой соревновательный путь в самом низшем классе. Если по итогам года она занимает 1 место, то переходит в вышестоящий класс. В каждом классе около 10 команд, соревнования между ними проводятся в 2 круга — на своем поле и на поле соперника, т.е. в среднем каждая сборная проводит 18 встреч (9 — осенью и 9 — весной). Уровень сборной РГМУ оказался достаточно высоким, что позволило команде за это время дойти до высшей лиги, в этом году она играет в классе А2. Еженедельно у членов сборной проводится тренировка, на которую также приходят студенты из Малайзии, не входящие в постоянный состав сборной. В настоящее время костяк команды составляют 9 студентов из Малайзии, которые с большой отдачей, воодушевлением защищают честь университета на межвузовских состязаниях. Администрация РГМУ со своей стороны поддерживает сборную: были приобретены сетки, перьевые воланы, кроссовки, форма. Проводятся соревнования по футболу.

В связи с полетом в космос 1-го космонавта из Малайзии, учитывая ин­терес студентов к данному событию, была организована экскурсия в Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина для малазийских студентов старших курсов, которая в последующем станет доброй традицией.

Традиционными стали ежегодные встречи всех малазийских студентов РГМУ, проводимые в апреле–мае. На эти встречи приглашаются посол Ма­лайзии в России, сотрудники посольства и администрации Университета.


С уважением,

РЕКТОР  РГМУ
 академик РАМН, профессор                                                       Н.Н. ВОЛОДИН.