Из Рязани с победой!

Медицинская газета № 40 от 03.06.2009 г.

Подробности IV Международного фестиваля искусств студентов-медиков и медицинских работников

Скептики предрекали провал нашему форуму из-за экономического кризиса: дескать кто приедет в Рязань, кроме близлежащих городов? И оказались посрамлены. География участников расширилась на Запад до берегов Балтики, а сибирские команды были, как всегда, многочисленны. Как раз если бы не кризис, то хозяевам в лице Рязанского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова принять всех желающих было бы нелегко...

«Смоленский ключ» как символ фестивалей

Почему в 2006 г. «Медицинская газета» и Профсоюз работников здравоохранения РФ именно руководству Смоленской государственной медицинской академии предложили провести первый форум искусств медиков? Ответ прост: в смутные годы новой российской истории там были не только сохранены, но и преумножены культурно-массовые традиции отечественного студенчества. Теперь смоляне торжественно передали право проведения ежегодных фестивалей новым и новым городам, а «смоленский ключ», специально изготовленный в городе первых фестивалей, во время церемонии открытия из рук президента Смоленской ГМА профессора Владимира Плешкова принял ректор Рязанского ГМУ им. И.П.Павлова профессор Дмитрий Ракита (см. «МГ» № 25 от 08.04.2009).

- Три года мы были хозяевами этого замечательного фестиваля, - заметил Владимир Плешков.- Однако счастьем надо делиться - и вот праздник искусств медиков переехал в Рязань. Мне кажется, наши преемники достойно справились с организацией столь масштабного смотра.

Ведущие фестиваля - руководители отделов Рязанского и Российского государственных медицинских университетов Татьяна Котова и Николай Игнатов - пригласили на сцену Рязанского дворца молодежи представителей 32 городов, делегировавших в древний русский город более 300 участников. Зал был украшен баннерами компаний, которые в сложный экономический период нашли средства, чтобы поддержать медиков, и выступили генеральными спонсорами: «Фуджи-фильм-Россия» (Япония), Елатомский приборный завод (Россия) и программа «Никомед - Золотые кадры медицины» (компания «Никомед Россия - СНГ», Норвегия). Традиционно руководители Профсоюза работников здравоохранения РФ - заместитель председателя Михаил Андрочников, представитель в Центральном федеральном округе Виктор Некрасов и руководитель Рязанской областной организации Татьяна Степанова - объявили благодарность «за заслуги в развитии культурно-массовых традиций медицинского сообщества». Среди названных - президент Московского государственного медико-стоматологического университета академик РАМН Николай Ющук, ректоры: Ярославской ГМА - профессор Алексей Павлов, Тюменской ГМА - Эдуард Кашуба, Астраханской ГМА - профессор Халил Галимзянов, начальник отдела Смоленской ГМА Татьяна Янченко, руководитель Управления по внеучебной работе Уральской ГМА Татьяна Ярунина, режиссер Культурного центра Тверской ГМА Ирина Григорович.

Победа полная, но пополам

Танцевальный конкурс начался еще до торжественного открытия и обещал пройти в острой борьбе: в древний русский город прибыли сильнейшие солисты и коллективы, уже снискавшие славу на предыдущем смоленском фестивале. К ним присоединились новые соискатели наград. Только Калуга была представлена тремя оригинальными номерами: девушки из областной больницы скорой медицинской помощи лихо исполнили мужскую «Лезгинку», нельзя было оторвать взгляда от красавиц «Карнавала» из городской больницы № 1 им. Красного Креста, с композицией «У моря» выступили Надежда Антохина и Алексей Фодин из базового медицинского колледжа.

Их сменили посланцы Тюменской ГМА - хорошо известная нам хореографическая студия «Инстинкт» Фаниса Анварова показала композицию «Подиум», в которой будто отразились все нюансы модельного искусства, хороши были Елена Медведева с «Кавказским танцем» и коллектив «Дива» хореографа Анны Утукиной с «Моей Марусечкой». Запомнились «Райская птица» студентки 5-го курса из Калининграда Натальи Молевой, «Сыктывкарская мотаня» девушек из Коми, «Про-движение» студентки Ярославской ГМА Алевтины Панфиловой, «Танец с мячами» и «Шторм» коллективов «Стайл» и «Ангелы огня» из Рязанского ГМУ, «Симфония любви» студенческого театра «Вдохновение» из Владимирского базового медицинского колледжа.

Отточенный балетный шаг и выверенные прыжки кавалергарда из наполеоновских времен привели Валентину Доний из Тверской ГМА к титулу «Лидер.классического танца». Совсем из другой эпохи было трогательное «Прощальное танго» Ирины Мелёхиной и Ильи Хаертдинова из Рязанской областной клинической больницы. Запомнившаяся по прошлому фестивалю студентка Череповецкого медицинского училища Ольга Клыкова стала «Лидером фольклорного танца» совершенно заслуженно: она буквально всех закружила под «Незамужнюю», а сколько очень своеобразных «русских фуэте» мы сосчитали в этом сольном вихре!

Глядя на рязанскую сцену, нельзя было не заметить, что Россия в последнее время переживает «эпидемию» восточных танцев - в хорошем смысле, конечно. Они были представлены на фестивале столь широко, что жюри пришлось ввести в ходе конкурса новый титул лидера, который достался Анне Шевниной, представлявшей Рязанский ГМУ. Она блистала в египетском стиле. Впрочем, это не умаляет великолепия Елены Глуховой, врача ЛФК Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн, которая особенно хорошо смотрелась на гала-концерте. Именно тогда зрители в полной мере смогли оценить профессиональную работу художников по свету Рязанского дворца молодежи Романа Орлова и Анны Четвериковой. «Огонь пустыни» фантастического светильника разливался от головы танцовщицы в такт движениям гибкого тела, облаченного в необыкновенный костюм, и проникал в каждый уголок погруженного в золото, кармин и пурпур зала. Много дискутировало жюри по поводу непривычного восточного танца в исполнении мужчины - стоматолога из подмосковных Луховиц Вардана Арутюняна. Мы отдаем должное его искусству.

Третьим местом была отмечена композиция «Молитва» танцевального коллектива «Урфин Джаз» под руководством кандидата медицинских наук Юлии Бичуриной. Красноярский ГМУим. В.Ф.Войно-Ясенецкого представляли врач-интерн дерматовенеролог Елена Сарыгина и студенты 6-го курса лечебного факультета Оксана Лосева, Алексей Сауткин и Николай Зайцев.

На 2-ю ступеньку пьедестала поднялись представители Астраханской ГМА - в лезгинке блистали Гаджи Гаджиев и Диана Григорьянц, а мы после фестиваля узнали, что партнерша сумела подготовиться к выступлению всего за... 3 дня!

Среди бальных дуэтов продолжилось соперничество двух блистательных пар.из Смоленска и Твери. Анна Смирягина и Виктор Дикманов были удостоены титула «Лидер бального танца» за лирическую и яркую трактовку песни «Мне нра­вится, что вы больны не мной». Дра­матическим стало выступление с испанским танцем студентки 5-го курса стоматологического факультета Тверской ГМА Оксаны Васильевой и заканчивающего режиссерский факультет ГИТИСа Арсена Агамапяна. Микрофон у гитары начал фонить, сам гитарист - сбиваться, и танцорам потребовалось всё мастерство, чтобы не только закончить танец, но и убедить и жюри: победили именно они!

- Мы смогли абстрагироваться и представить, что тверичи танцуют отдельно от музыкального сопровождения, - сказал нам потом член жюри, чемпион Европы в сольных танцах по версии Всемирной танцевальной конвенции, врач общей практики казанской поликлиники № 20 Айрат Фазылзянов. - Это совершенно профессиональный дуэт, у которого большое творческое будущее. А мы добавим: Оксана думает об ординатуре по стоматологии.

Вместе с парой из Твери на вершину пьедестала второй год подряд поднялся рязанский «Beat Street». В конкурсе коллектив, возглавляемый стоматологом Дмитрием Степуро, блистал венецианскими карнавальными нарядами и масками в «Ночи на площади Сан-Марко». Мы уже писали об особом хореографическом даре Дмитрия - вот и сейчас у зрителей возникло ощущение пребывания не просто в Венеции, но именно во второй половине XVIII' века - времени Джакомо Казановы. В ходе фестиваля зрители еще дважды увидели великолепный «Beat Street»: на концерте ветеранов и на гала-представлении. Рязанцы показали также «ABBA-show», в ходе которого провели 8 (!) смен костюмов.

Энтузиазм плюс

В конкурсе вокальных ансамблей участвовали 27 коллективов. Большинство из них впервые показали свое мастерство в рамках фестиваля медиков. Запомнился ансамбль традиционного пения «Горошины» Брянского базового медицинского колледжа под руководством Ивана Булаткина. На сцену будто перенеслись первозданные русские напевы - из сел Лутна («Болит моя головушка») и Летошники («Ой, вы, девки-молодки-чеколочки»), записанные на Брянщине. А вот перед зрителями африканский хор «Голуби» («Les Colombes») Рязанского ГМУ - о нем «МГ» уже писала в.декабре после акции «Три дня в Рязани». Яркий, самобытный ансамбль, исполняющий в основном песни своего руководителя камерунца Зе Эко Самюэля Хугеса. Следом за ним трио в тельняшках - задорные девушки из ансамбля «Надежда» Нижегородского медицинского базового колледжа - Эвелин Вейсбрут, Анастасия Маркова и Гегина Панахова - с «Мишкой-одесситом».

Многого ждали от зимбабвийско-замбийского квинтета «Софил» из Рязанского ГМУ. Безусловно яркому коллективу, которому особенно удаются многоголосия в традицинном направлении соул, на этот раз не хватало присущего блеска. Возможно, причина крылась в том, что их руководителя Симбу Каджа неожиданно вызвали в посольство, и ансамбль вынужден был выступать на день раньше.

Астраханские ансамбли с песнями-пародиями повеселили зал изрядно. Да только им бы в другой номинации выступать - театральной. А вообще астраханцев сразу видно не только на сцене - самая веселая делегация, мы это и на прошлом фестивале отмечали. Настоящие студенты.

Дуэты были и эстрадные, и фольклорные, и бардовские. Марина Подвойская и Игорь Анохин из Коломны исполнили авторскую «Голубоозерную» и «Посвящение Рязанскому медицинскому институту» Германа Тена. Профессионально выглядел дуэт врачей «Экипаж» из Сланцевской ЦРБ Ленинградской области - братья Станислав и Ренат Салиховы, нарколог и оториноларинголог. Они спели песню из знаменитых «Офицеров» и в самый последний момент заменили вторую заявленную песню на собственную - «Клятву Гиппократа». Именно она принесла дуэту титул «Лидер авторской песни»:  

Эту Клятву Гиппократа
Мы с тобою помним свято,
Мы клянемся честь врача
                         не посрамить.

И лечить людей достойно,

Чтобы было им спокойно.
Этой клятве нам вовек
                         не изменить.

Этот припев, аплодируя, стали подпевать зрители. 

- Формат фестиваля в общем-то не предусматривал участия вокально-инструментальных ансамблей, но приехавшие на конкурс оренбуржцы нас порадовали, - заметил президент Российского общества гипнологов, доцент кафедры психосоматической патологии ФПКМР Российского университета Дружбы народов, в прошлом прекрасный саксо­фонист воронежских «Айболитов» член жюри Игорь Салынцев. - Чувствуется, что коллектив областной клинической больницы еще очень молод, но как приятно, когда врачи после напряженной работы садятся за клавиши, настраивают гитару...

У ансамбля Оренбургской ОКБ пока нет названия, но есть энтузиазм квинтета врачей - хирурга Александра Корнилова (баян), ассистента кафедры глазных болезней Оренбургской ГМА Максима Никоненко (соло-гитара), заведующего гинекологическим отделением Андрея Тарасова (бас-гитара), рент-генохирурга Анатолия Дегтярёва (ритм-гитара) и кардиолога Алёны Сивковой (вокал, клавишные), представшей перед нами очаровательной стюардессой.

А вот девушки из «Мармелада» Красноярского ГМУ им. В.Ф.ВойноЯсенецкого поднялись на 3-ю ступеньку пьедестала. Все они - студентки младших курсов лечебного факультета. Маргариту Гилюн, Инну Чувакову, Людмилу Епину и Яну Янчишину готовила художественный руководитель Юлия Ба­ранова.

На зрителей и всех без исключения членов жюри произвело впечатление слаженное звонкое пение женского вокального ансамбля «Канцона» станции скорой медицинской помощи из подмосковного Ступино под руководством Натальи Карпенко (песни Дунаевского/Волгиной «Весна идёт!» и «Уходит вечер» Варламова). Выступали героически, приехав на свободной «скорой» прямо к конкурсному концерту, а Татьяна Жеребятьева - сразу после бессонного суточного дежурства. В итоге они заняли. 2-е место, а вот 1 -е присуждено не было. Таким образом жюри решило не снижать планку, поднятую предыдущими фестивалями. Если бы в Рязань смогли добраться знакомые нам по прошлому году сильнейшие российские и белорусские коллективы (кризис все-таки вмешался), подобной ситуации не возникло бы.

Смешно, да по-чёрному

Театральный конкурс остается самым противоречивым. Из 11 коллективов, представленных в Рязани, подавляющее большинство пытались рассмешить зал. Сполна получилось у одного тверского и двух ярославских. «МВД» - ведомые ассистентом кафедры общего здоровья и здравоохранения Тверской ГМА Михаилом Калиниченко студенты Дамир Даниялов, Владимир Филиппов и Максим Майоров подвергли уничтожающей критике с преоб­ладанием жесткого юмора всех и вся. Именем нарицательным фестиваля стал некто Простофилиппов, а зал надрывался от смеха, когда узнавал, что Максим Галкин переводит бабушку через дорогу, чтобы жениться, а организаторы... Нет, об этом лучше не будем.

Рязань стала местом нешуточного состязания двух коллективов из Ярославской ГМА. Всего 4 месяца назад знаменитый «ЯГМА-mater» - двукратный победитель наших фестивалей - разделился. В результате появился студенческий театр эстрадных.пародий «Мысли вслух». Студенты Екатерина Шилова, Михаил Бирюков, Ирина Кулиева, Алевтина Панфилова, Дина Прыткова, Оксана Кузнецова, Илья Теплов и Сергей Ахметуапиев сменили традиционные белые галстуки на красные бабочки, но стилю не изменили, сделав упор на еще большее превалирование в сценках пластики, жестов над словами (пародии «Банкомат», «Истинные ухажеры» и т.д.). Мы увидели остроумные, по-настоящему смешные эпизоды, многие из которых отражали многогранные стороны студенческой жизни («Экзамен»).

Ну а собственно «ЯГМА-mater», возглавляемый студентом 5-го курса Михаилом Рябовым, нисколько не разочаровал (миниатюры «Групповой психоанализ», «Зачет», «Артериальное давление пенсионера» и т.д.). Он даже увеличил число своих поклонников, особенно среди тех, кто видел ярославцев впервые. А мы привыкли ждать от одного из лучших студенческих театров страны чего-то уж совсем необычного и удивительного.

Запомнилась оригинальная инсценировка «Яблоко» кукольного коллектива «Здравствуйте» из дебютировавшей на фестивалях Пермской ГМА им. Е.А.Вагнера, который продемонстрировал весьма аргументированные претензии на разрушение монополии театра Образцова. Ноу-хау заключалось в необычной работе с большими куклами, а когда это делается умело, то равнодушных не остается.

Отдельные всплески зрительского восторга наблюдались во время выступления смоленского «Эскула­па» (например, музыкальная пародия «Трудовик и физрук»), «Медгородка» из Уральской ГМА, «Не чихай!» Курского ГМУ, попробовала себя на сцене начинающая пародистка из Перми Надежда Байгудова («Урок гистологии Ренаты Литвиновой» и т.д.), но все-таки общий уровень конкурса был не самым высоким.

Над сценой витало слово «кризис», а своим ехидством студенты будто пытались расшатать устои всемирного финансового монстра.

Еще одно «общемировое» для юмора явление стало предметом горячего спора во время обсуждения результатов: члены жюри прекрасно сознавали, что изобиловавшая в выступлениях пошлость - результат привыкания населения к «черному стандарту», навязываемому некоторыми телеканалами. А ведь не так давно такой юмор оставался за пределами сцены, хотя и всегда имел место. Должны ли медики подыгрывать общей тенденции или исключить откровенные сексуальные и гомосексуальные шутки из репертуара? В конечном итоге жюри приняло решение: не забывать о достоинстве, не опускаться до низменного. Организаторы поддержали эту линию как ориентир для будущих театральных конкурсов медиков. Только поэтому первое место не присудили, а освободившиеся финансы пошли на увеличение денежных призов за 2-е и 3-й места и дополнительные специальные призы «Медицинской газеты».

Явление дивы

Вокальный конкурс - гордость фестивалей медиков. Уровень мастерства отдельных его участников столь высок, что наши победители легко и с успехом могли бы соревноваться на уровне Евровидения. Правда, выставиться там нам никто не даст: хотя российских медиков около миллиона, но мы не отдель ная страна... Кто-то из читателей скажет: ну и амбиции! А вы приезжайте послушать, посмотреть - фестивали открыты для всех.

А трон вокалистов между тем оставался свободным. Дал отдохнуть себе в этом году взявший лавры предыдущего фестиваля Дейвис Антонио Мартэ Рейес из Ростовского ГМУ и одновременно из Доминиканской Республики. Не бросая стоматологию, перешел на сцену московского музыкального театра «смоленский соловей» Дмитрий Алёхин.

Признаться, мы прочили в королевы вокала аспирантку МГМСУ Асю Гюлумянц. И вот она вышла на сцену 28-й из 73 участников. Зал погрузился в полумрак Гефсиманского сада, и перед нами предстал Христос в бело-голубых одеждах. Певица исполнила арию из оперы Эндрю Ллойда Уэббера: «I Only Want To Say...» Затаив дыхание, зрители дождались последней ноты чудесной мелодии и взорвались овацией. Казалось, сомнений в победе не было никаких. Но вот 33-й выход - смолянин Евгений Мишутин в подчеркнуто строгой манере мэтров советской эстрады исполняет «На безымянной высоте» Матусовского - Баснера и мощным, безупречным басом «Очи черные». Браво! Мы же слышали его всего 4 месяца назад во время «Трех дней в Рязани» - и как же Женя прибавил! Оказывается, это время он специально готовился у известного смоленского педагога Рафика Керимова. Спасибо вам, Рафик Магерамович!

Но интриги на этом не кончились. Мария Скурат из Твери начала выступление арией Джоконды из одноименной оперы Амилькаре Понкьелли под номером 48. «Уму не постижимо, - говорил потом обладатель абсолютного слуха, бывший пианист и органист «Остеона» 1-го Московского мединститута, кандидат медицинских наук член жюри Владимир Аверкиев, - какой диапазон - она же может взять соль-диез 3-й октавы!» А Мария будто летала на крыльях не очень известной, но изумительной арии. Восхищение, овации. Только что на наших глазах произошло рождение оперной дивы. Через несколько минут Мария преобразилась для ритмичной «Мамбы». И снова оглушительный успех воспитанницы «тверской школы» и замечательного педагога Люсии Петровской - уже в эстрадной ипостаси.

«Но подождите, - говорили нам ребята из тверской делегации, - у нас есть еще Анастасия». А Настя Виноградова накануне простудилась. Ей предоставили возможность выступить на следующий день, но - увы... Болезнь дала себя знать - прошлогодняя вице-победительница стала в итоге «лидером классики» за исполнение арии из оперы Джакомо Пуччини «Принцесса Турандот» и «Поцелуя» Луиджи Ардити.

Но и кроме явных претендентов было на кого посмотреть в тот незабываемый конкурсный день. Заметно прибавили в вокальном искусстве студентки Нина Кузнецова из Смоленска, Мария Кочнова из Твери и Ирина Боле из Сыктывкара, напомнили о своем таланте Наталья Машкина из Тюмени и москвичка Антонина Крутякова, прекрас­но пели дебютанты Татьяна Масленникова из Перми, Дмитрий Иванов и Наталья Курочкина из Томска, Наталья Дубровина из Оренбурга, Наталья Малякова из Самары, рязанцы Антон Минаев, Екатерина Королёва, Евгения Сафонова - очень сложно перечислить все яркие выступления. При этом, глядя на соцветие исполнителей, мы невольно проводили параллели: на наших глазах еще два года назад довольствовавшиеся скромными дипломами Евгений Мишутин и Мария Скурат (оба они сейчас студенты 4-го курса стоматологических факультетов своих вузов) превращались в настоящих профессионалов сцены.

Нам не забыть, как под потрясающий аккомпанемент гитары Александра Курцева красиво исполнила «Un amor» из репертуара Gypsy Kings заместитель декана медицинского факультета Российского государственного университета им. Иммануила Канта Светлана Исупова. Никого не оставила равнодушным представительница фольклорного пения начальник санаторного лагеря санатория «Боб-ровниково» из-под Великого Устюга Марина Шевелёва. Голосистая, заводная, по-настоящему народная.

Приятно, что на фестивале появилась группа сильных бардов. Обычно этот жанр нас не баловал, а тут порадовали нижегородцы Пётр Бунтов и Евгений Кучер.

- Особое зрелище - врачебный дсант из Ульяновска. Женская половина зала сразу же влюбилась в главного врача городской больницы №4 Александра Стеклова, который предстал в виде Остапа Бендера с песней «Белеет мой парус такой одинокий...», а мужская половина - в Ольгу Свирид, врача-психоневролога центральной городской больницы. Решением жюри она единодушно была возведена на пьедестал. Я выросла в поющей семье, - говорит Ольга Свирид. - Да и корни украинские, с Полтавщины. Несколько лет назад победила на «Российской студенческой весне».

- Заметьте, что и я выходец из творческой среды Центральной городской больницы Ульяновска, - подошел к нам Александр Стеклов. - Там давно существует и свой театр, и своя музыкальная студия. Вообще в нашем городе всячески поощряется художественная самодеятельность. Давно замечено, что в коллективах, где активно занимаются искусством, сотрудникам легче общаться между собой и в профессиональном плане, хорошо налажена преемственность различных медицинских структур.

Комментарии и впечатления

Сразу после окончания конкурсов состоялась очень конструктивная встреча жюри и организаторов фестиваля с руководителями делегаций. После подробного компетентного рассказа о критериях оценки выступлений вопросов было немного. Зато были расставлены точки в двух неясностях. Так, теперь мы знаем, что звание «лидера» уступает 1-му месту в номинации по значимости, находясь на уровне 2-го и 3-го мест, но являясь при этом высшей оценкой в своем узком направлении.

Разобрались и с медицинской тематикой. Она приветствуется, но лучше обойтись вообще без нее, чем представлять ее слабо и неграмотно.

- Нет такого конкурса, по окончании которого не оставалось бы «обиженных и недовольных», - делится впечатлениями председатель жюри фестиваля, бывший виртуозный соло-гитарист «Добрых сказочников» 2-го Московского мединститута, руководитель диагностического центра из Калуги Владимир Дмитриев. - И когда в плотнеишем графике фестиваля после объявления победителей меня ловили за рукав некоторые из таковых, то не было возможности аргументированно объяснять каждому «хорошему», почему он не лучший. Одна из претензий: «Разве это СТЭМ? Это же КВН! Он не имеет никакого отношения к классическому СТЭМу». Но скажите, где дано определение классическому и неклассическому СТЭМу? В административном кодексе или Уставе ООН? Акцентируйте свое внимание на слове ТЕАТР. И если вы гениально сыграете шекспировского «Гамлета» за 20 минут (время, отведенное для выступления по регламенту), вы будете лучшими. На наших фестивалях в этой номинации летали над сценой циркачи, читали стихи и прозу, в свое время был долгий и нудный классический спектакль, выступали классические агитбригады. Множество нюансов и в других номинациях. Например, одна из солисток занимается с профессиональным педагогом, но без тепла отрабатывает на сцене, а другая долгие годы работает в практической медицине в российской глубинке, но сразу устанавливает теплый контакт со зрителями, «заводит» зал и коллег по сцене. Приемный экзамен на вокальное отделение консерватории и вокальный конкурс фестиваля медиков - это разные процессы. У нас много больше критериев отбора. И когда я смотрю на «обиженных», то вижу всесоюзные конкурсы самодеятельности вузов, когда главным призом победителя была почетная грамота, которую мы с гордостью привозили в институтский профком и водружали на стену. Не было и в помине призов-телевизоров, ноутбуков и т.д. Главной целью фестивалей были общение, состя­зательность, то, что сегодня именуется «тусовкой». И мы были счастливы.

- Мы первый раз участвовали в фестивале, но новичками себя не чувствовали, - продолжили тему врачи Сланцевской ЦРБ Ленинградской области Стае и Ренат Салиховы. - Наверное потому, что на форуме обстановка здорового соревнования, дружеского соперничества, а не жесткой конкуренции. Это особенно приятно нам, выпускникам 1993 г. Ташкентского медицинского педиатрического института. В Ташкенте, который после землетрясения отстраивал весь СССР, очень был силен дух взаимопомощи, доброжелательности. И вот сейчас этот климат мы почувствовали в Рязани. Судя по аплодисментам и мнению жюри, считаем, что угадали мы и с песней из знаменитого советского фильма «Офицеры».

- Мы очень рады, что этот яркий фестиваль начал свое шествие по регионам России, - сказал нашим корреспондентам ректор Рязанского ГМУ им. И.П.Павлова профессор Дмитрий Ракита. - У нас огромная, красивая страна, необыкновенные города, да и каждый медицинский вуз со своим лицом, своей историей и традициями. Наши самые талантливые студенты, медики должны увидеть их, но самое главное - общаться, дружить друг с другом.

Одним словом, нам остается только согласиться с категорич­ным мнением министра здравоохранения Рязанской области Ларисы Тюриной:

- При таком уровне оптимизма у медиков кризисы здравоохранению не страшны! И их творчеству и искусству тоже!

Песне ты не скажешь «до свиданья»

Концерт ветеранов открыл хор Рязанской областной клинической больницы, который более 20 лет радует зрителей, затем три сольных танца - «Золотую статуэтку», «Джигит и море» и «Деревенский парень», - блестяще исполнил Айрат Фазылзянов. В танцевальном сопровождении очаровательной Елены Глуховой пел «Амину» врач Самарской областной клинической больницы им. М.И.Калинина, лауреат предыдущего фестиваля Игорь Юрин. Любимица публики рязаночка Ольга Яшкина порадовала «Барыней», а обладатель прекрасного тенора проректор по воспитательной работе Рязанского ГМУ профессор Валерий Кирюшин составил трио со Стасом и Ренатам Салиховыми. «ЯГМА-mater» показала свои ставшие классическими сцены, солировала Ася Гюлумянц, и, как всегда, вместе с Николаем Игнатовым весь зал пел куплеты «Студента медицинского вуза». Нам показали маленький фильм, посвященный 10-летию гостеприим­ного Рязанского дворца молодежи, директор которого заслуженный работник культуры РФ Николай Плет­нёв все эти дни трудился в качестве члена жюри фестиваля...

А потом были объявлены имена победителей. Неофициальный подсчет очков (есть и такой) показал несомненное торжество Тверской ГМА, за которой теперь может закрепиться титул «медицинской академии искусств». Оториноларингологи уступили пальму первенства по количеству лауреатов стоматологам Последовавший гала-концерт, как всегда, был самым ярким зрелищем фестиваля. Он открылся сценическим единением народов: напев коми переходил в ногайский Алии Озганбаевой из Астрахани и армянский Сергея Брояна из Перми, под веселые пронзительные припевки Марины Шевелёвой танцевали и целовались африканские «Голуби». Мы снова увидели не только победителей, но и многих других звезд фестиваля. В искрах фейерверка по праву завершал гала-концерт номер тюменского ансамбля «Труэт» - «Show Must Go On». И праздник обязательно будет продолжен, пес­ня с медиками не попрощается никогда!

Альберт ХИСАМОВ,
Владимир КОРОЛЁВ,
Александр ХУДАСОВ (фото),
специальные корреспонденты «МГ».