Выбрать факультет

Перечень практических навыков и умений

по учебной дисциплине "АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Перечень практических навыков и умений (Документ MSWord, 38K)


НАВЫКИ работы с элементарным хирургическим инструментарием (скальпелем, пинцетом, зажимом, ножницами, расширителем), приобретаемые в ходе препарирования.


УМЕНИЯ

1.     Умение приблизительно определить по визуальным признакам конституциональный тип человека ( мезо-, брахи- или долихоморфный).

2.     Умение выявить диспропорции частей тела, деформации его частей, визульно определимые аномалии и пороки развития.

3.     Умение правильно найти и пальпировать костные ориентиры  тела человека: остистые отростки позвонков; яремную вырезку, мечевидный отросток и угол грудины; реберную дугу; подгрудинный угол;  скуловую дугу; сосцевидный отросток височной кости; надбровную дугу; подбородочный выступ; наружный затылочный выступ; передний и задний роднички (у ребенка); угол нижней челюсти; ключицу и ее концы; ость, акромион и нижний угол лопатки; медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости; локтевой отросток одноименной кости и ее задний край; шиловидные отростки костей предплечья; гороховидную кость; подвздошный гребень; переднюю верхнюю подвздошную ость; седалищный бугор; большой вертел бедренной кости; надколенник; бугристость и передний край большеберцовой кости; головку малоберцовой кости, медиальную и латеральную лодыжки; бугор пяточной кости; ладьевидную, медиальную клиновидную и кубовидную кости предплюсны; бугристость Y плюсневой кости.

4.     Умение продемонстрировать и правильно назвать движения, осуществляемые в основных суставах тела человека: суставах позвоночного столба; соединениях позвоночного столба с черепом; грудино-ключичном, плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, запястно-пястном суставе первого пальца кисти, пястно-фаланговых и межфаланговых суставах кисти, тазобедренном,  коленном, голеностопном, подтаранном/таранно-пяточно-ладьевидном суставах.>

5.     Умение  найти и пальпировать мышечные ориентиры  тела человека: жевательную мышцу; грудино-ключично-сосцевидную мышцу; трапециевидную и широчайшую мышцу спины; мышцу, выпрямляющую позвоночник (в поясничном отделе); прямую мышцу живота; большую грудную мышцу; двуглавую, трехглавую мышцы плеча и борозды между ними; лучевую и локтевую борозды предплечья; портняжную мышцу; двуглавую мышцу бедра; связку надколенника; переднюю большеберцовую мышцу; икроножную мышцу; пяточное (ахиллово) сухожилие, отводящие мышцы I и Y пальцев кисти и стопы.

6.     Умение продемонстрировать и проверить на другом человеке работу всех мышечных групп головы, шеи, туловища и конечностей с обозначением соответствующих нервов (см. приводимую ниже таблицу).

7.     Умение правильно, с использованием нужных ориентиров, обозначить проекционные линии на туловище человека.

8.     Умение правильно очертить на кожной поверхности с учетом их скелетотопии контуры органов: околоушной, поднижнечелюстной, щитовидной и поджелудочной желез, гортани, легких и плевральных полостей, тимуса, сердца, пищевода, желудка, печени, дна желчного пузыря, отделов тонкой и толстой кишки, червеобразного отростка, почек, селезенки.  

9.     Умение выявить на рентгенограммах скелета: придаточные пазухи носа, черепные ямки, турецкое седло, компоненты костей  туловища и конечностей с учетом их возрастных особенностей.

10.  На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить органы, описать их части и присущие органам  особенности строения (если они выявляются): пищевод, гортань, трахея и бронхиальное дерево, сердце,  желудок, отделы тонкой и толстой кишки, желчные пути, экскреторное дерево почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, матка и маточные трубы.

11.  Умение определить проекции главных сосудисто-нервных пучков:   шеи, плеча, предплечья, бедра, голени и стопы, а также артериальных дуг кисти.

12.  На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить главные сосудистые стволы и их основные ветви. 

13.  Умение найти точки определения пульсации и возможного пережатия артерий: поверхностной височной, лицевой, общей сонной, плечевой, лучевой, бедренной, задней большеберцовой, тыльной артерии стопы.

14.  Умение правильно проецировать и, если они выявляются, продемонстрировать основные поверхностные вены  верхней и нижней конечностей.

15.  Умение определить положение (места пальпации) основных групп лимфатических узлов: подбородочных, поднижнечелюстных, сосцевидных, затылочных, глубоких шейных (яремных - яремно-двубрюшного и яремно-лопаточно-подъязычного), надключичных, подмышечных, паховых.

16.  Умение определить места выхода под кожу:  конечных ветвей тройничного нерва, стволов лицевого нерва, кожных ветвей шейного сплетения, большого затылочного нерва, тыльных ветвей локтевого и лучевого нервов, подмышечного нерва, подкожного нерва (n. saphenus), поверхностного малоберцового нерва.

17.  Умение очертить зоны кожной иннервации периферических нервов.

18.  Умение объяснить формы практического использования схем сегментарной и периферической кожной иннервации.

19.  Умение правильно воспроизвести схемы: а) поперечного среза груди (положение органов, ход плевры, плевральные полости и средостение); б) правого и левого сагиттальных, верхнего и нижнего горизонтальных срезов брюшной полости (положение органов, ход брюшины; в) срединного сагиттального среза малого таза мужчины и женщины (положение органов, ход брюшины); г) поперечного среза спинного мозга с системой спинномозгового нерва; д) поперечных срезов продолговатого мозга, моста и мозжечка ( см. ниже).

20. Умение описать в основных чертах возможные осложнения  или клинические проявления:

·       воспалительного процесса в мягких тканях головы, в том числе в области лица (треугольник смерти);

·       воспалительного процесса в межфасциальных клетчаточных пространствах шеи;

·        воспалительного процесса в тканях пальцев кисти;

·       нарушения целостности стенок грудной полости;

·       врожденных дефектов диафрагмы;

·       локального истончения мышечно-фасциальных слоев брюшной стенки или послеоперационных рубцов в ней;

·       нарушений иннервации основных мышечных групп области головы, шеи, туловища, конечностей с указанием соответствующих им нервов;

·       воспалительного процесса в носоглотке, барабанной полости (в том числе у ребенка);

·       нарушения целостности слизистых оболочек;

·       аномалий и дефектов развития мышечных оболочек, нарушений механизмов их иннервации;

·       спаек брюшины;

·       воспаления брюшины;

·       воспаления брюшины в малом тазу женщины;

·       незаращения влагалищного отростка брюшины у мужчины;

·       отека голосовых складок гортани у ребенка;

·       дегенерации эластической стромы легкого;

·       отрыва сосочковой мышцы миокарда;

·       нарушений конфигурации створок клапанов сердца;

·       облитерации артериального или венозного сосуда;

·       повышения давления в системе воротной вены (портальной гипертензии);

·       попадания опухолевой клетки в лимфо(крово)ток;

·       локального поражения мозга в разных уровнях пред- и постцентральной извилин;

·       локального поражения мозга в зоне расположения речевых анализаторов;

·       блокады отверстий Монро, Люшка, Мажанди (межжелудочковое отверстие, срединная и латеральные апертуры IY желудочка);

·       поражения того или иного черепного нерва;

·       поражения  корешков спинного мозга, спинномозгового нерва, его передней или задней ветви;

·       поражений длинных ветвей соматических сплетений (шейного, плечевого, поясничного, крестцового).