Кафедра анатомииВыбрать факультет

Перечень практических навыков и умений

по учебной дисциплине "АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА"



Умения

  1. Умение приблизительно определить по визуальным признакам конституциональный тип человека (мезо-, брахи- или долихоморфный).
  2. Умение выявить диспропорции частей тела, деформации его частей, визульно определимые аномалии и пороки развития.
  3. Умение правильно найти и пальпировать костные ориентиры  тела человека: остистые отростки позвонков; яремную вырезку, мечевидный отросток и угол грудины; реберную дугу; подгрудинный угол;  скуловую дугу; сосцевидный отросток височной кости; надбровную дугу; подбородочный выступ; наружный затылочный выступ; передний и задний роднички (у ребенка); угол нижней челюсти; ключицу и ее концы; ость, акромион и нижний угол лопатки; медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости; локтевой отросток одноименной кости и ее задний край; шиловидные отростки костей предплечья; гороховидную кость; подвздошный гребень; переднюю верхнюю подвздошную ость; седалищный бугор; большой вертел бедренной кости; надколенник; бугристость и передний край большеберцовой кости; головку малоберцовой кости, медиальную и латеральную лодыжки; бугор пяточной кости; ладьевидную, медиальную клиновидную и кубовидную кости предплюсны; бугристость Y плюсневой кости.
  4. Умение продемонстрировать и правильно назвать движения, осуществляемые в основных суставах тела человека: суставах позвоночного столба; соединениях позвоночного столба с черепом; грудино-ключичном, плечевом, локтевом, лучезапястном суставах, запястно-пястном суставе первого пальца кисти, пястно-фаланговых и межфаланговых суставах кисти, тазобедренном,  коленном, голеностопном, подтаранном/таранно-пяточно-ладьевидном суставах.
  5. Умение  найти и пальпировать мышечные ориентиры  тела человека: жевательную мышцу; грудино-ключично-сосцевидную мышцу; трапециевидную и широчайшую мышцу спины; мышцу, выпрямляющую позвоночник (в поясничном отделе); прямую мышцу живота; большую грудную мышцу; двуглавую, трехглавую мышцы плеча и борозды между ними; лучевую и локтевую борозды предплечья; портняжную мышцу; двуглавую мышцу бедра; связку надколенника; переднюю большеберцовую мышцу; икроножную мышцу; пяточное (ахиллово) сухожилие, отводящие мышцы I и Y пальцев кисти и стопы.
  6. Умение продемонстрировать и проверить на другом человеке работу всех мышечных групп головы, шеи, туловища и конечностей с обозначением соответствующих нервов (см. приводимую ниже таблицу).
  7. Умение правильно, с использованием нужных ориентиров, обозначить проекционные линии на туловище человека.
  8. Умение правильно очертить на кожной поверхности с учетом их скелетотопии контуры органов: околоушной, поднижнечелюстной, щитовидной и поджелудочной желез, гортани, легких и плевральных полостей, тимуса, сердца, пищевода, желудка, печени, дна желчного пузыря, отделов тонкой и толстой кишки, червеобразного отростка, почек, селезенки.  
  9. Умение выявить на рентгенограммах скелета: придаточные пазухи носа, черепные ямки, турецкое седло, компоненты костей  туловища и конечностей с учетом их возрастных особенностей.
  10. На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить органы, описать их части и присущие органам  особенности строения (если они выявляются): пищевод, гортань, трахея и бронхиальное дерево, сердце,  желудок, отделы тонкой и толстой кишки, желчные пути, экскреторное дерево почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, матка и маточные трубы.
  11. Умение определить проекции главных сосудисто-нервных пучков:   шеи, плеча, предплечья, бедра, голени и стопы, а также артериальных дуг кисти.
  12. На рентгенограммах с использованием контрастных веществ умение определить главные сосудистые стволы и их основные ветви. 
  13. Умение найти точки определения пульсации и возможного пережатия артерий: поверхностной височной, лицевой, общей сонной, плечевой, лучевой, бедренной, задней большеберцовой, тыльной артерии стопы.
  14. Умение правильно проецировать и, если они выявляются, продемонстрировать основные поверхностные вены  верхней и нижней конечностей.
  15. Умение определить положение (места пальпации) основных групп лимфатических узлов: подбородочных, поднижнечелюстных, сосцевидных, затылочных, глубоких шейных (яремных - яремно-двубрюшного и яремно-лопаточно-подъязычного), надключичных, подмышечных, паховых.
  16. Умение определить места выхода под кожу:  конечных ветвей тройничного нерва, стволов лицевого нерва, кожных ветвей шейного сплетения, большого затылочного нерва, тыльных ветвей локтевого и лучевого нервов, подмышечного нерва, подкожного нерва (n. saphenus), поверхностного малоберцового нерва.
  17. Умение очертить зоны кожной иннервации периферических нервов.
  18. Умение объяснить формы практического использования схем сегментарной и периферической кожной иннервации.
  19. Умение правильно воспроизвести схемы: а) поперечного среза груди (положение органов, ход плевры, плевральные полости и средостение); б) правого и левого сагиттальных, верхнего и нижнего горизонтальных срезов брюшной полости (положение органов, ход брюшины; в) срединного сагиттального среза малого таза мужчины и женщины (положение органов, ход брюшины); г) поперечного среза спинного мозга с системой спинномозгового нерва; д) поперечных срезов продолговатого мозга, моста и мозжечка ( см. ниже).

Умение описать в основных чертах возможные осложнения  или клинические проявления:

  • воспалительного процесса в мягких тканях головы, в том числе в области лица (треугольник смерти);
  • воспалительного процесса в межфасциальных клетчаточных пространствах шеи;
  • воспалительного процесса в тканях пальцев кисти;
  • нарушения целостности стенок грудной полости;
  • врожденных дефектов диафрагмы;
  • локального истончения мышечно-фасциальных слоев брюшной стенки или послеоперационных рубцов в ней;
  • нарушений иннервации основных мышечных групп области головы, шеи, туловища, конечностей с указанием соответствующих им нервов;
  • воспалительного процесса в носоглотке, барабанной полости (в том числе у ребенка);
  • нарушения целостности слизистых оболочек;
  • аномалий и дефектов развития мышечных оболочек, нарушений механизмов их иннервации;
  • спаек брюшины;
  • воспаления брюшины;
  • воспаления брюшины в малом тазу женщины;
  • незаращения влагалищного отростка брюшины у мужчины;
  • отека голосовых складок гортани у ребенка;
  • дегенерации эластической стромы легкого;
  • отрыва сосочковой мышцы миокарда;
  • нарушений конфигурации створок клапанов сердца;
  • облитерации артериального или венозного сосуда;
  • повышения давления в системе воротной вены (портальной гипертензии);
  • попадания опухолевой клетки в лимфо(крово)ток;
  • локального поражения мозга в разных уровнях пред- и постцентральной извилин;
  • локального поражения мозга в зоне расположения речевых анализаторов;
  • блокады отверстий Монро, Люшка, Мажанди (межжелудочковое отверстие, срединная и латеральные апертуры IY желудочка);
  • поражения того или иного черепного нерва;
  • поражения корешков спинного мозга, спинномозгового нерва, его передней или задней ветви;
  • поражений длинных ветвей соматических сплетений (шейного, плечевого, поясничного, крестцового).