Поделиться


Выступление ректора РГМУ, академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина на Ученом Совете

Ректор РГМУ, акад. РАМН, проф. В.Н. Ярыгин 4 сентября с.г. выступил на Ученом Совете по поводу начала нового учебного года с традиционным обращ

Глубокоуважаемые  коллеги! Минувший учебный год был богат на выступления ректора. Наряду с традиционным (я бы сказал, каноническим) докладом ректората Совету  в начале предыдущего учебного года, было выступление на расширенном заседании Совета РГМУ 6 марта текущего календарного года и еще одно 29 июля, то есть совсем недавно, на общевузовской Конференции. Хотел бы поблагодарить весь коллектив за внимание и заинтересованное отношение к делам, планам и проблемам университета. Собственно, от ученых и преподавателем другого и нельзя ожидать. Профессорско-преподавательский и научный состав, учебный  и научно-вспомогательный персонал, учащиеся всех категорий от студентов до докторантов и слушателей ФУВ и ФПиПКП, работники административных и хозяйственных подразделений, то есть все осознанно вкладывают свои профессиональные способности, энергию, талант, интеллект в общее и очень важное для страны и народа дело подготовки врачей, в благополучие и репутацию Российского государственного медицинского университета.

C удовлетворением можно отметить, что сегодня есть все основания – причем наиболее серьезные в жизни высшего учебного заведения - для слов благодарности в адрес коллектива. Решением Коллегии ФС по надзору в сфере образования и науки РФ от 06.07.2006 г. наш вуз аттестован по полной заявленной программе сроком на 5 лет. Разрешено увеличение в ближайшее время утвержденной “предельной численности” с 10 000 до 11 502 учащихся. Это означает, что, во-первых, минувший пятилетний период, несмотря на достаточно непростые и вариабельные условия, отработан коллективом РГМУ эффективно и, во-вторых, вуз сохраняет значительный кредит доверия.

Я хотел бы сказать искреннее большое спасибо от себя лично за то доверие, которое мне было оказано на выборах ректора. Чувство благодарности в связи с итогами общевузовской Конференции, и я уполномочен довести это до сведения Совета, испытывают члены ректората – проректора, руководители служб вуза, деканы,  коль скоро они видят в этих итогах положительную оценку  их непростой, но нужной работы.

Лето текущего года отмечено событием, занимающим в жизни высшей школы нашей страны особое место. Речь идет о VIII съезде Российского союза ректоров, состоявшемся 8-9 июня 2006 г. Максимально высокий ранг этого собрания определяется тем, что в работе съезда принял участие Президент РФ В.В. Путин. Завершая свое официальное выступление, он, в частности, сказал: “Образование – это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее – и нашей страны в целом, и наших детей”. Еще одна мысль, озвученная Президентом на съезде, но уже как комментарий по материалам доклада Председателя союза ректоров, ректора МГУ В.А. Садовничего и  выступлений ряда делегатов:  “… все говорят роль образования растет, а качество - снижается. Что делать? Допустим, что мы пока не знаем полного, окончательного ответа на этот вопрос. Но хорошо уже то, что мы понимаем, что этот вызов есть, и нам на него отвечать. При этом всем нам нужно подняться и над личными, и над корпоративными интересами … … ничего не делать … … ни в образовании, ни в науке, как ни странно, сегодня даже хуже, чем искать решение через ошибки.” И еще одно: “… в этом году на 40% вырастут федеральные расходы на образование. Но я хочу, чтобы мы с Вами говорили на одном языке. Просто повышать федеральные и другого уровня расходы в сегодняшних условиях уже большого смысла не имеет. Нужно, чтобы сами системы образования и науки были чувствительными, живыми и восприимчивыми к этим вливаниям… На науку и образование денег не жалко. Но жалко их просто “палить”…”. Эта мысль является хорошим “мостиком” от общей оценки места образования в жизни страны ко дню сегодняшнему.

Существуют основания считать, что приведенное выше мнение главы государства уже нашло место в реальной жизни. Мы действительно ощущаем рост организационно-контролирующих влияний со стороны руководящих инстанций – Росздрава РФ, Минздравсоцразвития РФ. Проводится последовательный контроль в отношении бюджета вуза, причем не только в части расходов, но и на этапе планирования с тенденцией распространения контрольной функции на все внебюджетные поступления.

 На протяжении отчетного года продолжалось энергичное обсуждение поправок к закону “О высшем и дополнительном специальном образовании”. Более того, по некоторым из них, прошедших Государственную Думу в трех чтениях, приняты решения. В частности, дополнения внесены в статьи 12 и 20. В обоих случаях речь идет, во-первых, о новой для вузов позиции – должности Президента и, во-вторых, об изменениях в процедуре избрания ректора. На подходе решение Думы по вопросу об изменении статуса государственного образовательного учреждения и замены его на автономное образование. Это очень «болезненная» позиция, так как ее реализация может привести к возможности отчуждения имущества и недвижимости вузов, смене собственника и предназначения учреждения. Тем не менее, вузовское сообщество считает своевременным и необходимым принятие закона о статусе преподавателя высшей школы или, что еще лучше, специального кодекса законов по образованию.

В настоящее время главными задачами отечественной высшей школы, требующими специальных целенаправленных усилий, признаются две – доступность и качество образовательного процесса.

Проблема доступности образования оформилась в полной мере в 90-ые годы минувшего столетия в связи с процессом “регионализации”. По экономическим соображениям молодежь стала отдавать предпочтение вузам по месту жительства, отказываясь от шанса использовать возможности столицы и крупных университетских центров. Так, доля иногородних в московских вузах за последнее десятилетие снизилась с 75% до 25%. РГМУ в этом плане тоже не улучшает статистику. Не вдаваясь в детальный анализ негативных последствий “регионализации” высшего образования, а они известны, назовем пути решения, которые обсуждаются в ректорском корпусе и к которым достаточно благосклонно относится  руководство Минобрнауки и Рособрнауки.

Региональным вузам предлагается направлять перспективных студентов и учащихся других категорий для целевой подготовки в вузы  и университеты крупных центров, в том числе в г. Москву. При организации отбора абитуриентов позитивный момент связывают с реализацией принципа многовариантности тестовых испытаний – вступительные экзамены, олимпиады, творческие конкурсы и т.д. Хотя Минобрнауки и соглашается с целесообразностью движения в указанном направлении, тем не менее, устами Министра было одновременно заявлено о введении в практику приема учета единого государственного экзамена (ЕГЭ) в обязательном порядке с 2008-2009 года.

Возможность формирования контингента студентов уже приобрела ощутимую остроту, которая, по-видимому, будет нарастать. Согласно демографическим прогнозам Минобрнауки количество поступающих в вузы к 2010 году должно сократиться на 25-30%. Уже сейчас названное Министерство проводит сокращение контрольных цифр приема в вузы федерального подчинения, а также аннулирование подготовки специалистов по непрофильным направлениям в отраслевых высших учебных заведениях. С чувством удовлетворения и благодарности в адрес нашего руководства (Минздравсоцразвития, Росздрав) сообщаю, что по приему 2006 года указанное сокращение не коснулось медицинских вузов.

В качестве эффективной меры соблюдения интересов вуза в этом важном вопросе указывается на механизм специализированной подготовки школьников. Дело нам знакомое. Достаточно давно, еще во времена 2-го МОЛГМИ был выдвинут лозунг активно искать “своего” абитуриента. В настоящее время РГМУ имеет лицейские медицинские и медико-биологические классы в 20-ти московских школах. Организует соответствующую работу специально созданный деканат довузовской подготовки.

Ректорат обращается к Совету с просьбой поддержать следующую инициативу, касающуюся работы подготовительных курсов. При выполнении объема учебных часов, эквивалентного объему стандарта средней школы, и успешной сдаче итогового экзамена учащиеся названных курсов получают официальную рекомендацию в приемную комиссию РГМУ. Это повысит статус и, следовательно, привлекательность нашего вуза для школьной молодежи.

Теперь о качестве подготовки специалистов с высшим образованием. Очевидно, что корни проблемы уходят в область общего среднего образования, где ситуация далеко не безоблачная. Так, согласно материалам из апрельского 2005 года номера журнала “Русский Newsweek” каждый 5-й выпускник российских средних школ – двоечник. В частности, в 2004 году на ЕГЭ по математике из числа сдававших 19,5% получили неудовлетворительные оценки. Аттестаты, тем не менее, были выданы всем.

Важнейшая роль в обеспечении должного качества подготовки выпускаемых специалистов принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Остро обсуждается вопрос о необходимости повышения статуса преподавателя высшей школы. Демонстративным в части характеристики статуса работника является размер заработной платы, зависящей как от общегосударственных решений, так и инициативы вуза. Отрадным представляется решение Правительства РФ о доплатах преподавателям вузов за ученые степени – до 3 тыс. руб. за кандидатскую и до 7 тыс. руб. за докторскую. Со слов Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, среднемесячная номинальная зарплата в сфере образования в 2005 году  составила 5 959 руб. или 66,3% от соответствующего показателя в экономике.

Российское Правительство периодически повышает размер оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и профессорско-преподавательского состава. Реально в таких случаях речь идет о повышении абсолютных цифр разрядов ЕТС. В вузовской среде дебатируется вопрос о переходе от ЕТС на отраслевой принцип определения размеров оплаты труда. Сейчас средняя ставка по профессорско-преподавательскому составу в РГМУ – 12 881 руб. 80 коп. (данные за 6 месяцев 2006 года). Она складывается из ставки по тарифной сетке (7 261,45 руб.) и доплат: из федерального бюджета (1 607,51 руб.), из внебюджетных поступлений (3 694,84 руб.), из поступлений от московского Правительства через Совет ректоров вузов столицы и МО (318 руб.).

К сожалению, эти надбавки не могут быть распространены на научный состав. Средняя ставка по категории научных работников – 5 896 руб. 02 коп. Хочу, однако, отметить, что руководство РГМУ проводит последовательную политику в том плане, что расходование всех поступлений, приходящих через договорные работы научных подразделений, осуществляется в интересах последних. И при распределении внебюджетных поступлений интересы НИЧ, в той степени, в которой это возможно, обязательно учитываются.

Следует ли ожидать каких-то позитивных подвижек в отношении положения дел в науке? Хотел бы обратить внимание на то, что в своих выступлениях на съезде РСР Президент РФ В.В. Путин ставил в один ряд образование и науку. Было бы логичным, если надбавки за ученые степени были бы распространены на научный персонал. Во всяком случае, в тех аналитических материалах, основанных на экспертных оценках, которыми пользуются руководящие инстанции при принятии решений, значится следующее. Если иметь в виду экономическую безопасность страны, то в краткосрочном аспекте разрушение отечественных научных школ стоит на четвертом месте, а в долгосрочном – на первом месте. Это принадлежит устам не представителя научного или научно-педагогическому сообщества, а человеку, прошедшему путь от оперативного  сотрудника до генерала в системе МВД, Асламбеку Аслаханову – сейчас помощнику Президента страны.

  Еще один вопрос о качестве образования – аккредитация вузов. Этой проблеме исполнилось пятнадцать лет. По официальным сведениям число вузов (вместе с филиалами) у нас в стране достигло 3 345. Из них государственных 620, и из более чем 3-х тысяч учреждений, выдающих дипломы о высшем образовании, аккредитовано – 972. Наверное, это не последнее дело в проблеме качества российского высшего образования.

Надо заметить, что негосударственных медицинских вузов действительно единицы. Для членов Совета небезынтересно, как складываются дела в Московском институте медико-социальной реабилитологии. Во всяком случае, он действительно сейчас “болеет”. Но, этот вуз состоялся, с немалой помощью РГМУ, - будем надеяться на лучшее.

Качество образования связано с последипломным обучением, последипломный “этаж”. Да, уже раздаются голоса – сколько можно “грузить”. Имеется в виду, прежде всего, количество ординаторов на кафедры. И мотивы понятны. Еще одна ссылка на статистику, в более общем масштабе, выходящем за рамки высшего медицинского образования. За счет платной формы число аспирантов с 1993 года в стране увеличилось в три раза. И это при условии, что число реальных научных руководителей сократилось в несколько раз. К счастью это пока РГМУ, не касается, но давайте подумаем.

 Теперь об инновационных проектах. Страна науку и высшую школу, разворачивает в этом направлении. Работа в этом плане ведется. Может быть, РГМУ войдет в следующее число вузов, признанных соответствующими инстанциями в части выполнения инновационных проектов, которые предлагаются. Здесь нам действительно нужно содействие Совета и преподавательского коллектива.

Все службы РГМУ представили конкретные материалы по итогам работы за прошедший год и планы на предстоящий учебный год. 08.09.2006 года официальный день зарплаты. Будет предоставлена доплату  профессорско-преподавательскому составу в диапазоне от 6-5,5 тыс. руб. для зав. кафедрами и профессоров до 3 тыс. для преподавателей и ассистентов. Я, как ректор, приношу свои извинения в отношении других категорий сотрудников, в частности, учебного,  научного, вспомогательного персонала и работников административно-управленческого аппарата. Здесь возможно появятся некоторые перспективы по результатам календарного года.

31 августа, ДК «Меридиан», президиум слева на право: декан ф-та клинической психологии, проф. М.Н.Гордеев, декан лечебного ф-та, чл-корр. РАМН, проф. Г.В. Порядин, декан московского ф-та, проф. Л.И. Ильенко, директор Департамента МЗиСР РФ, проф. В.А. Ступин, ректор, акад. РАМН, проф. В.Н. Ярыгин, первый проректор, акад. РАМН Г.И. Сторожаков, зам. руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы И.А. Лешкевич, декан педиатрического ф-та, чл-корр. РАМН, проф. Н.В.Полунина, декан МБФ, проф. Ю.В. Балякин