Поделиться


Междисциплинарная программа преподавания вопросов здорового образа жизни (ЗОЖ) студентам педиатрического факультета.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
  Цели

 ·         Привитие основ ЗОЖ обучающимся;

 ·         Формирование у будущих врачей целостного системного подхода к пропаганде ЗОЖ среди населения;

 ·         Подготовка обучающихся к профилактической работе по формированию основ ЗОЖ у населения в учреждениях первичного звена здравоохранения.

 
Приоритетные задачи:

 ·         Выработка комплексного подхода к преподаванию вопросов ЗОЖ студентам факультета.  

 РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
    1. Понятия «здоровье» и «болезнь», их взаимосвязь. Факторы окружающей среды и вредные привычки, влияющие на здоровье человека, механизмы реализации их воздействия на организм человека.
    2. Компоненты ЗОЖ. Основы формирования ЗОЖ у населения. Роль ЗОЖ в решении основных медико-социальных проблем.
    3. ЗОЖ в профессии врача
     


ПРЕДИСЛОВИЕ

       Охрана и укрепление здоровья населения – одна из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющаяся частью социальной политики государства. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения основ здорового образа жизни. Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) является многокомпонентным, его базовыми составляющими считаются следующие:

  *           воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, отказ от уже сформировавшихся вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

 *            безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

 *            умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, питание, информированность о качестве употребляемых продуктов;

 *            физически активная жизнь, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

 *            соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

 *            закаливание;

 *            эмоциональное, интеллектуальное, духовное благополучие: умение справляться с собственными эмоциями, способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах, способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; 

      Значение практической медицины, особенно педиатрии, в решении задачи формирования основ ЗОЖ у населения, несомненно. При этом особенно важным является совершенствование профилактической работы, которая включает в себя осуществление административно-управленческих, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий. Главную роль в проведении профилактической работы среди населения играют врачи, работающие в учреждениях первичного звена здравоохранения (амбулаторно-поликлинические и стационарные учреждения), подготовка кадров для которых – одна из важнейших задач ГОУ ВПО РГМУ Росздрава. Поэтому необходимо, чтобы будущие врачи-педиатры получили в стенах нашего вуза знания, которые, с одной стороны, позволят им самим освоить основы здорового образа жизни и руководствоваться ими для сохранения своего здоровья, с другой – дадут возможность качественно осуществлять работу по формированию ЗОЖ у населения. Подготовка врачей к профилактической работе среди населения в условиях первичного звена здравоохранения должна стать важнейшей задачей не только кафедр профилактического направления, но и ряда медико-биологических, и всех клинических кафедр. Так, теоретические основы ЗОЖ необходимо закладывать на доклиническом этапе обучения. С этой целью в учебных программах следует делать акцент на преподавании тем, раскрывающих механизмы реализации воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды и вредных привычек. На кафедрах профилактического профиля студенты должны  приобрести знания и навыки по оценке влияния факторов среды на здоровье, по организации профилактической работы среди различных групп населения, проведению диспансеризации и оказанию первой помощи, а также конкретные знания в области профилактики заболеваний связанных с воздействием факторов окружающей среды и профессиональных факторов. На кафедрах клинического профиля будущие врачи-педиатры должны освоить принципы первичной и вторичной профилактики возникновения и неблагоприятного течения наиболее распространенных заболевании, изучить особенности диспансеризации различных групп населения, приобрести навыки оказания неотложной и скорой медицинской помощи. Обобщение аспектов преподавания вопросов ЗОЖ на кафедрах, осуществляющих обучение студентов педиатрического факультета, позволило разработать междисциплинарную программу, которая способствует формированию здорового образа жизни у обучающихся и дает возможность совершенствовать профессиональную подготовку студентов для последующей их профилактической работы в учреждениях первичного звена здравоохранения.