О создании медико-биологического факультета
В 1960 году 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова открыл вечернее отделение на базе лечебного факультета для медицинских работников со стажем работы не менее 5 лет. Особенность его состояла в том, что оно давал возможность без отрыва от производства совершенствовать свои медицинские знания тем, кто уже приобрел квалификацию среднего медицинского персонала и имел стаж работы по специальности. Первые три года они занимались в вечерние часы (4 раза в неделю по 4 часа) и совмещали учебу с работой. В это время студенты получали общетеоретическую и медико-биологическую подготовку на кафедрах младших курсов (анатомии, биологии, физике, химии, гистологии, биохимии, физиологии, истории медицины и др.). Стипендия на младших курсах им не выплачивалась. С переходом на дневное обучение с 4-го курса они обучались на всех кафедрах института. Первый набор составил 100 человек.
К 1962–1963 учебном году на вечернем отделении уже обучалось 690 человек, на лечебном факультете — 1763 человека, на педиатрическом факультете — 1447 человек. Общее увеличение количества обучающихся студентов стало вызывать явную нехватку площадей на кафедрах младших курсов. А ведь в перспективе стоял вопрос об открытии вечернего отделения на базе педиатрического факультета.
После обращений руководства института в ряд вышестоящих организаций, 5 сентября 1962 года вышло решение Московского Городского Совета Депутатов трудящихся № 33/37:
«Принять к сведению, что Министерство внешней торговли СССР, по договоренности с Исполкомом Моссовета, согласованной с Советом Министров СССР, до 1 января 1963 года передаст на баланс 2-му Московскому государственному медицинскому институту им. Н.И. Пирогова для дальнейшего использования под учебные цели бывшее здание школьного интерната Минвнешторга по Большой Пироговской улице, дом 9-а, подлежащее передаче Мосгорисполкому в компенсацию за здание по ул. Арбат, 57.
Зам. Председателя Исполкома Моссовета Е. Самодаев
Секретарь Исполкома Моссовета А. Пегов».
Постановлением Исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся № 33/37:
В соответствии с решением Московского Городского Совета Депутатов трудящихся, в институте создали комиссию по распределению площади в новом здании под председательством профессора М.П. Мультановского. И 7 января 1963 года Ученый совет института рассмотрел вопрос «О плане распределения площади в связи с получением нового школьного здания» (выписка из стенограммы заседания Ученого совета):
«Проректор 2 МГМИ профессор М.П. Мультановский.
События идет несколько медленнее, чем нам хотелось бы: предоставляемое нашему институту школьное здание на Большой Пироговской улице, занимавшееся интернатом Внешторга, полностью поступит в наше распоряжение только летом 1963 года. В настоящее время нам предоставляется возможность занять 4-й этаж этого здания, куда уже перевозится имущество кафедр. В настоящее время ректорат считает возможным по согласованию с выделенной комиссией доложить вашему вниманию следующее.
Нам было дано задание улучшить помещения приблизительно 20 кафедрам и, кроме того, переместить около 10 единиц.
Комиссия считает возможным доложить план перемещения в общем виде, не фиксируя, кому какая комната и помещение предназначается.
На 4-м этаже здания предполагается разместить кафедры физики, физиологии, гистологии, кафедру и кабинет истории КПСС, кафедру и кабинет политэкономии, кафедру и кабинет философии, кафедру иностранных языков, кафедру латинского языка, деканат вечернего отделения, библиотеку института с читальным залом и книгохранилищем (его предполагается разместить в полуподвальном этаже), фотокиноотдел и технический отдел мастерских (тоже в полуподвальном этаже).
Кроме того, выделена аудитория на 200-250 мест, учебные комнаты и гардероб на 50 мест.
Предполагается вывести из Погодинского корпуса следующие кафедры и отделы: физики, биологии, библиотеку с читальным залом и книгохранилищем, отделом учебников, абонементом, и технический отдел мастерских. За счет освободившейся площади расширить учебные помещения кафедр микробиологии, фармакологии, гигиены, специальной подготовки. Выделить учебные комнаты в распоряжение учебной части института. Перевести в Погодинский корпус курс русского языка.
По анатомическому корпусу: вывести кафедру иностранных языков и фотокиноотдел. За счет освободившейся площади улучшить помещение кафедры нормальной анатомии и топографической анатомии с оперативной хирургией.
Из главного корпуса выводятся кафедра гистологии, кафедра истории КПСС, политической экономии, философии, кафедра латинского языка, физического воспитания и спорта, курс ММН и курсы иностранных языков.
Расширить кафедры нормальной физиологии, общей химии, биологической и органической химии и кафедры истории медицины (для организации музея).
Выделить аудиторию № 64 и учебные комнаты в распоряжение учебной части.
Переместить отдел кадров, комитет КПСС, комитет ВЛКСМ, местком, профком, НСО и отдел гражданской обороны.
Вот те наметки, которые сделаны с тем, чтобы внести соответствующие уточнения по мере приближения окончательного перевода кафедр института в новое помещение.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (Сироткина М.Г.)
Вопросы возникают? Нет. Школа размещается по Большой Пироговской №9-а.
Проф. МАХОВКО
Для того, чтобы перевести кафедру, надо определенным образом оборудовать помещение. Когда это может быть осуществлено?
Проф. МУЛЬТАНОВСКИЙ
Летом, к началу следующего учебного года. Кафедра гигиены, переезжающая сейчас, считает возможным начать занятия 8 февраля.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Это здание выделено Моссоветом в соответствие с решением Моссовета для улучшения учебного процесса на вечернем отделении, на которое мы в этом году приняли 400 человек. Получая это здание, комиссия сочла возможным не организовывать отдельные теоретические кафедры для вечернего факультета, а, рационально разместив их, увеличить их площадь и создать лучшие условия для организации учебного процесса на дневном и вечернем факультетах. Здание очень хорошее. Переоборудование и переезд будет осуществлено летом, к чему прилагает много усилий А.Х. Мадаян.
Разрешите считать информацию Михаила Петровича от имени комиссии принятой и одобрить ее».
Однако, 9 января 1963 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 63 «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой», с выдержками из которого нам бы хотелось познакомить читателей:
«Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в публикуемом постановлении, отметив значительные успехи советской биологической науки, вместе с тем указали, что научные исследования в некоторых разделах биологии, особенно связанных с сельским хозяйством и медициной, развернуты недостаточно, в ряде случаев ведутся на низком теоретическом уровне, зачастую в отрыве от потребностей практики. В постановлении определялись основные направления и конкретные меры повышения эффективности научных исследовании в области биологической пауки и укрепления их связи с задачами экономического и социального развития страны.
…Достижения биологической науки имеют важное практическое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, других отраслей народного хозяйства, развития медицины, здравоохранения, освоения космического пространства.
Все возрастающее значение приобретают такие разделы науки, как биохимия, биофизика, генетика, микробиология, вирусология и иммунология, изучающие детальное строение и функции живой материи на всех уровнях ее развития.
На основе работ биохимиков, микробиологов и химиков создана отечественная промышленность антибиотиков и витаминов, нашедших широкое применение в медицине и сельском хозяйстве. Путем использования генетических методик получены и внедрены в производство высокоактивные продуценты антибиотиков. Это позволило значительно увеличить выход пенициллина, стрептомицина и террамицина и других антибиотиков. Найдены способы производства различных дефолиантов, десикантов и других ингибиторов, и активаторов роста растений и животных. Разработаны и внедряются в практику высокоэффективные приемы использования минеральных удобрений, и, в частности, удобрений, содержащих микроэлементы (марганец, молибден, медь, бор, цинк). Созданы условия для развития промышленности ферментов, имеющих большое значение в медицине и ряде отраслей легкой, пищевой и химической промышленности.
Значительные успехи в области медицинской науки и использования учения И.П. Павлова, сыгравшего важную роль в развитии физиологии живых организмов, позволили решить ряд проблем практической медицины. Широкое развитие получили исследования по иммунитету, очаговости трансмиссивных заболеваний и гельминтологии, что позволило добиться значительного снижения многих опасных болезней человека и животных. Разработаны методы восстановления жизненных функций организма человека, находящегося в состоянии шока п клинической смерти. Применение метода охлаждения организма человека, обеспечило возможность эффективных хирургических операций на сердце, легких и кровеносных сосудах.
Успехи в области вирусологии позволили выработать новые, более совершенные средства против опасных вирусных заболеваний. Достигнуты значительные успехи в борьбе с полиомиелитом. Применение вакцин, сывороток, химических антимикробных средств и других химических препаратов позволило практически ликвидировать в Советском Союзе ряд инфекционных заболеваний.
…Научно-исследовательские биологические учреждения АН СССР, академий наук союзных республик и университеты должны сосредоточить внимание в первую очередь на изучении основных биологических закономерностей развития организмов, на разработке перспективных проблем физики и химии живого.
…Научно-исследовательские учреждения Министерства здравоохранения СССР и Академии медицинских наук СССР, министерств здравоохранения союзных республик и медицинские высшие учебные заведения должны сосредоточить внимание в первую очередь на разработке теоретических основ и практических методов профилактики и лечения болезней.
…Следует укрепить взаимодействие между биологией и другими разделами естествознания — физикой, химией и математикой, шире использовать для исследований живой материи достижения современной техники, улучшить систему подготовки кадров, способных проводить высококвалифицированные исследования по проблемам биологии.
…Научно-исследовательские учреждения Министерства здравоохранения СССР и Академии медицинских наук СССР, министерств здравоохранения союзных республик и медицинские высшие учебные заведения должны сосредоточить внимание в первую очередь на разработке теоретических основ и практических методов профилактики и лечения болезней».
И далее:
«…Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству сельского хозяйства СССР и Министерству здравоохранения СССР:
а) рассмотреть в трехмесячный срок учебные планы и программы по биологическим специальностям университетов, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических и других высших учебных заведений, имея в виду улучшение преподавания генетики, физиологии, биохимии, биофизики, цитологии, микробиологии, вирусологии и агрохимии;
б) обеспечить в двухгодичный срок создание учебников по генетике, физиологии, биохимии, биофизике, цитологии, микробиологии, вирусологии и другим разделам биологии, отвечающих современному уровню науки.
Объявить конкурсы на учебники, установив соответствующие премии. …Обязать Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство здравоохранения СССР организовать на биологических факультетах ряда университетов и в некоторых медицинских институтах отделения биофизики, биохимии и специализированные кафедры цитологии и вирусологии, а также создать отделения (кафедры) биофизики на физических факультетах и отделения (кафедры) по химии природных соединений на химических факультетах.
Обязать советы министров союзных республик по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР организовать в 1963 г. проблемные лаборатории в области мичуринской биологии, биохимии, биофизики, цитологии, микробиологии, вирусологии при крупных кафедрах высших учебных заведений, предусмотрев для этих целей увеличение численности научных сотрудников, технического персонала и ассигнований на оборудование и содержание этих лабораторий.
…Поручить Совету народного хозяйства СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Министерством сельского хозяйства СССР, Министерством здравоохранения СССР, Академией наук СССР и советами министров союзных республик:
а) в трехмесячный срок разработать планы приема студентов на 1963-1965 гг. по специальностям: генетика, физиология, биофизика, биохимия, цитология, микробиология, вирусология и агрохимия, имея в виду обеспечение потребностей научно-исследовательских учреждений, вузов и производственных организаций в кадрах по указанным специальностям;
б) в двухмесячный срок разработать и утвердить в установленном порядке план приема аспирантов на 1963-1965 гг. по генетике, биохимии, биофизике, цитологии, микробиологии и вирусологии в соответствии с потребностью в квалифицированных научных кадрах научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений».
28 мая 1963 года вышел приказ № 185 Министра здравоохранения РСФСР тов. В. Трофимова:
«В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1963 года за № 63 «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» и приказом Министра здравоохранения СССР от 24 мая 1963 года № 224
П Р И К А З Ы В А Ю:
Похоже, что Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также приказ Министра МЗ СССР окончательно решило вопрос этого здания, которое и заняло Медико-биологическое отделение института.
Дом по ул. Большая Пироговская, д. 9 — здание в стиле неорусского модерна — возвели в период с 1911 по 1912 годы, как Дом городских начальных училищ. Заказчиком выступили власти города Москвы. Автором архитектурного шедевра стал архитектор Анатолий Александрович Остроградский. Панно изготовили одновременно на двух заводах — Абрамцевском и в городке Кикерине, располагавшимся под Санкт-Петербургом. Эскизы выполнили художники С.В. Герасимов и С.В. Чехонин.
«К 100-летию Бородинской битвы художник Сергей Чехонин создал панно из керамических плиток «Георгий Победоносец». Тогда в Москве проходил смотр проектов памятника святому Георгию, который олицетворял бы собой идею победы 1812 года. Франц Рубо готовил к открытию свою панораму «Бородинская битва». Огромное, сверкающее при заходе солнца панно с двумя миниатюрами на фасадах боковых флигелей завершает архитектурно-художественный облик бывшего здания Городского начального училища на Девичьем поле (в наши верхушка фасада здания бывшего начального училища представляет собой хотя и симметричную, но сложную для монументальной живописи площадь, образованную тремя овальными окнами и ломаным карнизом крыши. Тайным, но верным чутьем, что является отличительным признаком таланта, Чехонин находит единственно возможный в этой ситуации вариант для символической композиции. Оконные дуги он использует в качестве основания изображенного горного ландшафта. Святой Георгий у него не поднимает коня на дыбы, как мы привыкли видеть, – он скачет, на ходу вонзая копье в пасть уползающего Змея. Перед нами как бы крутой горный перевал, где одержана победа Добра над Злом. В сущности, это вечная тема любого искусства».
(А.М. Хомяков, статья «Сергей Чехонин — провозвестник монументальной живописи ХХ века», Московский журнал 1999, № 2, с. 12-14).
В августе, в период приемной кампании, институт провел первый набор на медико-биологическое отделение в количестве 50 человек с обучением по программе четырех специальных курсов: эволюционной биологии, высшей математике, экспериментальной и теоретической физике, общей химии.
На 50 мест медико-биологического отделения подали заявления 450 абитуриентов. Особенностью приема стало очень серьезное собеседование с каждым абитуриентом математиков, физиков, химиков и биологов. Такая длительная и основательная беседа привела к тому, что к вступительным экзаменам допустили только 139 человек. Успешно сдали экзамены 79 человек. В результате на медико-биологическое отделение приняли 50 студентов и 10 кандидатов. Остальных абитуриентов зачислили на другие факультеты, так как проходной балл у них был выше проходного балла на другие факультеты. 5 студентов по распоряжению Министерства были переведены из других вузов.
М.Ф. Меркулов, профессор, заведующий кафедрой фармакологии, первого заведующего медико-биологическим отделением:
«Целью создания факультета явилась подготовка специалистов — исследователей для решения нестандартных задач в биологической медицине. Идею создания факультета поддержала ректор института М.Г. Сироткина, заручившаяся поддержкой министра культуры Е. Фурцевой и Министерства здравоохранения РСФСР. При приоритетном финансировании проекта создания факультета уже летом 1963 года был проведен прием на 1 курс с проведением вступительных экзаменов в форме собеседования, идея которого принадлежала академику П.Л. Капице. Основные дискуссии разворачивались по поводу названия дисциплин, учебных планов. … уже с 1 сентября 1963 года начался учебный процесс на первом в мире медико-биологическом факультете».
Середенин С.Б., выпускник медико-биологического факультета 1969 года, российский ученый-физиолог, фармаколог, академик РАН и РАМН, профессор, директор Института фармакологии РАМН имени В.В. Закусова (1991-2017 гг.):
«Я планировал стать врачом с детского сада, так в семье меня воспитывали. Я окончил 8 классов и ушел в вечернюю школу и пошел работать санитаром. Два года работал санитаром. В школе я получил серебряную медаль и пошел, подал документы на лечфак. А когда я подал документы… ко мне подошли и сказали: «Вот вы медалист, у нас открывается новый факультет, который будет готовить научных работников высокого уровня, мы вас хотим попробовать на собеседовании, может быть, вы к нам придете». В общем, я пошел на это собеседование и получил там четыре пятерки. Мне сказали: «Вы гарантировано к нам поступите». Мне было это очень интересно, потому что я хотел и врачом стать, и вопросы научной медицины меня интересовали. Короче, я туда пошел. Долго потом сомневался, правильно ли я это сделал, но потом перестал сомневаться – сделал правильно. Это был первый набор на медико-биологический факультет, который оказался достаточно сильным. И мы прошли хорошую школу, потому что есть проблемы, которые рассматриваются, как недостатки, а иногда они превращаются в достоинство. Когда мы поступили, не было вообще никакой программы для медико-биологического факультета., поэтому в нас всаживали полную программу физфака МГУ по точным наукам, химфака МГУ по химии и медицинскую программу по всем остальным, связанным с медициной, наукам. Студенческая неделя тогда определялась в 36 часов, мы были в институте до 8–9 вечера с 9 утра каждый день. Не все прошли через этот барьер, достаточно тяжелый. А те, кто прошел, оказались вполне состоятельными научными работниками.
По моей версии, инициатива создания факультета принадлежала Меркулову М.Ф., заведующему кафедрой фармакологии. Он пользовался авторитетом у Марии Гавриловны Сироткиной, и он ее убедил, что это нужно. А покровителем факультета, его идеологом стал Василий Васильевич Парин, который в тот период времени занимался медико-биологическими проблемами космических полетов. И вот он был одним из тех, кто активно поддержал эту идею и способствовал ее реализации. Во всяком случае, в полугодовой период от идеи до создания факультета Василий Васильевич принимал активное участие.
Собеседование проходило, чтобы запустить на факультет. Оно было, возможно, важнее экзаменов, потому что задавались вопросы, которые позволяли оценить, соображает что-то человек, или нет, или он просто выучил чего-то. Это собеседование, насколько я позволяю ретроспективно мыслить, позволяло отличить человека, способного мыслить, от отличника, который все вызубрил и хорошо выучил. В этом был смысл собеседования. А дальше были экзамены. В тот год, когда я поступал, это был, наверное, единственный период за все время существования института, когда учитывались две оценки, полученные в школе, в аттестате, профильные — тогда это были физика и химия, и две оценки, полученные на вступительных экзаменах (сдавали сочинение, физику, химию и иностранный язык)».
Петров В.А., выпускник первого выпуска биофизики МБФ (1969г) профессор кафедры биофизики:
«В первый год поступления на МБФ, на биофизику, вступительными экзаменами были сочинение, физика, химия и иностранный язык. Конкурс был примерно 25 человек на место при наборе 25 человек по плану.
Если бы не дружба между министром культуры Фурцевой Е. и ректором института Сироткиной М.Г., то МБФ открыли бы в 1-м Меде. На совместном совещании ЦК КПСС и Министерства здравоохранения СССР «О развитии биологической науки и ее связи с практикой» в январе 1963 г. решался вопрос, в каком институте открыть медико-биологическое отделение. Видимо, мнение Фурцевой сыграло, в том числе, на конечное решение. И в сентябре медико-биологическое отделение в институте уже заработало.
Здание МБФ до передачи его институту являлось интернатом для детей сотрудников, которые работали за границей. Ребята учились в школе № 40, а жили в этом интернате. В будущей аудитории № 4 у них был спортзал, где они играли в футбол, баскетбол».
31 августа в корпусе на Большой Пироговской улице состоялось торжественное собрание, посвященное открытию медико-биологического отделения института. Открытие состоялось под лозунгом: «Пусть математика, физика, химия и биология помогают в развитии медико-биологических проблем!». Собравшихся приветствовали ректор института, профессор М.Г. Сироткина, член-корреспондент АМН СССР, профессор П.Е. Лукомский, корреспондент АМН СССР, профессор А.А. Покровский, заместитель министра здравоохранения РСФСР С.Я. Чикин, начальник управления учебных заведений и кадров А.М. Шишова, вице-президент АМН СССР В.В. Парин.
В своем выступлении профессор В.В. Парин сказал:
«Поздравляя весь коллектив, я хочу, чтобы это событие осталось у вас в памяти не только как личное большое событие, а как событие большого научного значения.
…Мне вспоминаются годы моей учебы. Это был период, когда биологические науки изучали качественную сторону, выявляя качественные параметры. Сейчас техника и точные науки дали нам базу для изучения количественных параметров живого организма. Электроника, кибернетика, датчики и преобразователи энергии, система регистрирующих приборов дают ценнейший материал для клинических выводов и обобщений и превращают медицину из искусства врачевания в точную науку. И.П. Павлов говорил, что подлинные знания появляются тогда, когда числом и мерою можно определить любое явление…
От имени Академии медицинских наук я могу заверить, что коллектив академии будет рад оказывать всестороннюю помощь факультету на всех этапах его становления. Все многочисленные институты АМН СССР могут послужить прекрасной базой для практических занятий студентов. Научные кадры академии наук могут взять на себя обеспечение специальных курсов факультетов высококвалифицированными преподавателями».
Перерезая красную ленточку, он сказал: «Позвольте мне, разрезав эту ленточку, символически открыть широкую дорогу в большую науку молодежи института».
Выйдя из аудитории, собравшиеся направились в светлые и просторные лаборатории и кабинеты, с любопытством читая таблички на дверях: «Лаборатория эволюционной биологии», «Кабинет живых культур».