ОЗВУЧИТЬ

Университетские. Лучшие. Твои

4 сентября в РНИМУ им. Н.И. Пирогова состоялся очередной лекторий «Университетские субботы», соб равший десятки школьников из Москвы и Московской области в Зале ученого совета. Лекторами выступили А.В. Гущин, А.Г. Часовских и В.В. Сепп. Проект «Университетских суббот» Второго меда не раз был признан специальной комиссией лучшим. И для тех, кто пока ни разу не бывал на этих встречах, мы объясним, почему.

Помни день субботний

В то время как большинство школьников в субботу, хочется верить, всё-таки высыпаются и посвящают свой выходной отдыху и развлечениям, слушатели «Университетских суббот» Второго меда в любую погоду с утра пораньше спешат в РНИМУ: подтягиваются от всех близлежащих станций метро к легендарному ректорскому входу и ждут начала лекций. Что ждёт их на этот раз? Мастер-класс по сердечно-лёгочной реанимации? История медицины? Погружение в очередную медицинскую специальность?..

«Университетские субботы» Второго меда — еженедельный проект, проходящий при поддержке Департамента образования и науки г. Москвы, дарящий слушателям уникальную возможность познакомиться со спецификой профессии врача и получить базовые навыки проведения современных медицинских исследований. Ребят неизменно ждут интерактивные лекции, мастер-классы, экскурсии и семинары, сюжетные игры, квесты, конкурсы, викторины и другие активности. Лекторий адресован как уже определившимся в выборе профессии старшеклассникам, так и всем интересующимся химией, биологией и медициной.

От иллюзий к мастерству

Александр Владимирович Гущин, заместитель директора УЦИМТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, к.м.н., врач-хирург, анатом, выпускник лечебного факультета Второго меда 2001 года, традиционно провёл в формате настоящего шоу «Сон доктора Хауса». К слову, это были уже 129-е «Университетские субботы» в исполнении преподавателя и его команды. На этот раз команда лектора приготовила увлекательное интерактивное мероприятие для школьников под названием «Эндоскопия – от боязни крови до повелителя кровотечений», где они брали кровь, разбирали клинические случаи, устанавливали причины кровотечений (у манекена) и заглядывали внутрь человека с помощью оптических приборов, знакомясь с таким методом медицинского исследования, как эндоскопия, первые попытки применения которой, оказывается, были предприняты уже в конце 18 века. Участники вместе с ведущим развеяли иллюзии обывателя по отношению к профессии врач-эндоскопист, заменив их на профессиональные навыки специалиста самой щадящей медицинской науки и практики. Для этого им предстояло по-новому посмотреть вооруженными высокотехнологичными приборами глазами эндоскописта внутрь человеческого организма. «Смелость врача не должна превышать его знаний», — заметил А.В. Гущин.

Торжество эмпатии

Статистика показывает, что чуть больше половины всех пациентов не выполняют предписаний и рекомендаций лечащего врача. Ребятам предстояло подумать над тем, всегда ли в этом виноват пациент? И что иногда забывают обе стороны при первом взаимодействии в кабинете врача? Григорий Александрович Часовских, старший преподаватель кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО МФ, магистр философии, рассказал школьникам о таком понятии как биоэтика. «Зачем врачу заморачиваться?» — с этого провокационного вопроса педагог начал свою лекцию. Встреча прошла в интерактивном, живом формате. В ходе встречи возникла дискуссия с залом об элитарности врачебного дела, о медицине как призвании или сфере услуг, о взаимоотношениях «врач-пациент» и, наконец, о важности, о торжестве эмпатии в профессиональной деятельности врача. Тема оказалась востребованной — лектора ждало множество вопросов от потенциальных врачей и учёных.

Всё взаимосвязано

Третий блок «Университетских суббот» представил Владислав Валентинович Сепп, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармации МБФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, который выступил с лекцией «Как и из чего делают лекарства?» Что скрывается под разноцветной оболочкой таблеток? Что такое действующее вещество и вспомогательные вещества? Почему у лекарственных средств разные сроки хранения? Для чего нам нужно внимательно читать аннотацию на лекарстве? Этими и многими другими интересными фактами лектор РНИМУ поделился со школьниками. Кроме того, он объяснил, в чём отличие лекарственных препаратов от фармацевтических субстанций, рассказал о влиянии вещества на организм человека. «Нет в природе веществ, абсолютно не взаимодействующих с организмом человека: либо действие не изучено, либо оно просто незначительно; всё в мире взаимосвязано», — отметил В.В. Сепп.

Павел Сергеевич Севостьянов, старший инспектор отдела довузовской подготовки, куратор проекта «Университетские субботы», поделился, как организовывается лекторий: «Я уже даже боюсь считать, сколько «Университетских суббот» у нас прошло за эти годы! Более того, мы три года брали титул лучших «Университетских суббот». Как известно, это проект  Правительства Москвы, департамента образования. В рамках мероприятий комиссия посещает все мероприятия проекта — и наше трижды было выбрано лучшим. Интерес, зрелищность, материал и его подача — критериев, конечно, множество. Массовость мероприятия зависит от конкретной тематики, направленности — бывает, мы приглашаем и несколько сотен человек. И каждое из мероприятий, вне зависимости от количества участников, мы стараемся сделать максимально интересным, познавательным и зрелищным. Бывает, приезжают ребята из других регионов — например, в прошлом году нас посетила целая группа из Твери. Когда эпидемиологическая обстановка позволяет, лекторий проходит очно. Еженедельно проходят от одной до трёх лекций по полтора часа на разные тематики, ребята выдерживают эти полтора часа легко: очень важно взаимодействие со школьниками, это всё-таки интерактив, идёт активное вовлечение молодых людей, а уж про мастер-классы я вообще молчу — там обычно аншлаг. Где ещё школьнику дадут поработать с лапароскопической стойкой, помогут разобраться в физических элементах, связанных с медициной, что очень важно? Немногие знают, насколько медицина связана с it-технологиями, с физикой. Ребята в школах порой считают, что медицина — это «давать таблетки и резать людей». А мы демонстрируем, что медицина — это намного сложнее, глубже, интереснее! Наши мероприятия призваны показать все грани медицины».

Александр Владимирович Гущин, идейный вдохновитель и один из ярчайших лекторов «Университетских суббот» в РНИМУ, вспомнил, как всё начиналось: «В 2014 году 6 сентября мы провели самую первую «Университетскую субботу», сразу распределили роли, и меня назвали «почётным профессором». Следующая моя «суббота» — юбилейная, 130-ая. Наш коллектив постоянно обновляется, приходят новые люди: соратники, друзья, коллеги, ученики. Но мы стараемся делать не просто лекцию (мы сразу заявили, что от такого формата мы, врачи с административной нагрузкой, отказываемся). Мы подумали: если во что-то погружаться, вкладываться морально, эмоционально, то это должно быть интересно пользователю. Кто же такие эти пользователи? Это школьники, которые имеют свои интересы. Может быть, этому школьнику в субботнее утро интереснее Макдональдс посетить, а вечером на дискотеку сходить. Но по какой-то причине они здесь, в Университете. Поэтому мы «боремся» за каждого сидящего в зале. Все девчонки и мальчишки, а так же их родители должны быть вовлечены. Наряду с детьми к нам и родители приходят, и учителя. Отдача необыкновенная!

Мы сразу задумали проводить субботы в форме интерактивного квеста. Что мы только ни делали! Наряжались, играли, дарили призы и подарки. Чтобы было интересно и весело. Имитировали заболевания нервной системы — болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз. Всё время мы находили и продолжаем находить какие-то интересные образы. Популярные медицинские сериалы, советские фильмы и другие известные произведения — всё идёт в ход. Эндокринологическую систему мы рассматривали как агенты Малдер и Скалли, такие были у нас «секретные материалы». Конкретно проект нашего Центра носит название «Занимательная анатомия», хотя тематика, конечно, гораздо шире.

Мы приглашаем к нам наших университетских знаменитостей.  Участвуют в наших мероприятиях такие звёзды, как, например, судмедэксперт, писатель Алексей Михайлович Решетун. Думаю, если бы мы просто включили лекцию, показали оборудование, может быть, кому-то бы это и было интересно, но, скорее, изначально заинтересованным ребятам. Главная задача — показать так, чтобы абсолютно каждый школьник погрузился. Когда интерес захвачен — там уже можно «подсунуть» какие-то серьёзные вещи, представленные, конечно, в более доступной форме. И тогда они их усвоят!

«Университетские субботы» — это очень полезный проект, и мы будем рады тем, кто осознанно после него придёт в медицину. Приятно слышать было сегодня, когда я вывозил стойку из лекционного зала, как общались два старшеклассника: мальчишка говорит девчонке «ну теперь-то я точно эндоскопистом стану». Мне кажется, это лучшая награда!»

Понедельник начинается в субботу

История Александры Владимировны Рогощенковой удивительна: она, будучи уже студенткой шестого курса, востребованным молодым учёным и перспективным врачом, которому доверяют ассистировать на операциях, рассказала о том, как по сути началась её врачебная карьера. Началась она в субботу. Четырнадцатилетняя Александра узнала об «Университетских субботах» и решила посетить мероприятие. С тех пор ни разу не пропустила ни одной из них, только теперь уже сама Александра Владимировна наряду со своим тёзкой, который бы без сомнения доверил своё здоровье талантливому доктору-ортопеду, выступает ведущей, приоткрывая завесу в огромный мир медицины школьникам.

«Я с детства хотела быть врачом, и однажды совершенно случайно летом я наткнулась на проект «Университетские субботы», и одна из них будет проходить в РНИМУ им. Пирогова. Как здорово, подумала я, замечательная возможность познакомиться с университетом, в который я намеревалась прицельно поступать. Я ожидала какой-то серьёзной, обстоятельной лекции, а тут оказалось всё в удивительной понятной, шуточной форме, очень интересной и нестандартной: были какие-то практические блоки, сложные ситуации разбирали. И в итоге, когда я поступила в РНИМУ, первое, что я сделала — пришла сюда. Конечно, меня здесь помнили, потому что я не только занималась на «Университетских субботах», но и училась в школе при меде. У меня знакомство с институтом и понимание, чего именно я хочу от профессии, прошло благодаря этому проекту. Сейчас, когда я вспоминаю какие-то отсылки к прошлому, я с большой теплотой вспоминаю всё, что было, с огромной благодарностью отношусь к людям, организовавшим, придумавшим такой формат, так как наверняка скучные лекции, набившие оскомину, многие бы не пошли в медицинский. Сейчас я уже на 6-ом курсе, и у меня есть возможность ассистировать и делать что-то своими руками в рамках центра», — рассказала будущий травматолог-ортопед Александра Рогощенкова.

Присоединяйтесь к «Университетским субботам». Это надо видеть воочию.