ОЗВУЧИТЬ

Наставничество в здравоохранении: РНИМУ им. Н.И. Пирогова на ПМЭФ

17 июня в Санкт-Петербурге в рамках ПМЭФ-2023 прошла сессия «Наставничество как система по развитию кадров». Первый проректор — проректор по стратегическому развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, директор Федерального центра поддержки добровольчества и наставничества (ФЦПДН) в сфере здравоохранения,  Георгий Гивиевич Надарейшвили стал спикером этой дискуссии и рассказал о деятельности и результатах работы Центра. ФЦПДН был создан в 2018 году на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова в связи с исключительным развитием добровольчества и наставничества в Университете. Эксперты также обсудили необходимость развития программы наставничества для подготовки кадров в разных областях.

Практика наставничества уже существует и активно развивается во многих отраслях российской экономики, однако в каждой сфере используются разные инструменты и приемы для достижения одной цели — обучения квалифицированных специалистов своей области. Любовь Николаевна Духанина, депутат Государственной Думы, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, рассказала о том, что будет содержать стандарт программы наставничества, и о препятствиях, с которыми пришлось столкнуться при создании официального документа.

«Стандарт охватывает колоссальное количество сфер и включает в себя обобщенные методики, что накладывает определенные трудности, однако ведется большая и кропотливая работа, чтобы выстроить верную методологию, создав новые инструменты, и не утратить предыдущие наработки. Разработкой профстандарта занимается большая команда профессионалов, поэтому у нас есть уверенность в том, что на выходе мы получим качественный продукт»,‎ — отметила Любовь Николаевна.

В свою очередь Георгий Гивиевич Надарейшвили рассказал о том, как применяется программа наставничества в сфере охраны здоровья.

Он заметил, что практика наставничества в сфере здравоохранения на данный момент является ключевым кадровым инструментом, так как медицина — это тот объект, который требует индивидуальной постановки мышления и систематизации знаний. Наставники в этой области обучают своих подопечных грамотно общаться с пациентами, диагностировать заболевания и вести дальнейшее лечение, что является неотъемлемой частью профессионального становления будущего врача. Делясь  итогами деятельности ФЦПДН в сфере здравоохранения, первый проректор — проректор по стратегическому развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России сказал, что 97% участников отмечают программу наставничества в медицине как позитивный опыт в адаптации на рабочем месте. Более того, наставники говорят о том, что стали лучше понимать структуру и функционал своей деятельности в процессе обучения молодых специалистов.

Директор ФЦПДН также прокомментировал тему необходимости интеграции всех сотрудников в практику наставничества как в роли подопечных, так и в роли наставников: «‎С одной стороны, есть адаптация, которая включает в себя неформальную культуру организации, с другой стороны, существуют навыки, которым наставник должен обучить наставляемого. Если человек уже имеет свой опыт, то пытаться ему жестко поставить другой может оказаться некорректным решением»‎. 

Эту мысль поддержала и Любовь Николаевна: «‎Наставник — это тот человек, который анализирует в том числе и собственный опыт. Он принимает решение о том, что из собственного знания он может передать тому или иному наставляемому»‎.

Фото: Михаил Киреев / Фотобанк РИА «Новости»