Описание образовательной программы

Программы рабочих дисциплин, методические и учебные материалы

Уважаемые студенты! Дополнительные учебные материалы и расписание занятий по дисциплинам размещены на страницах преподающих кафедр.

+
-
Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Кафедра медицины катастроф ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"
+
-
Рекомендованная литература

Основная литература

  • Левчук И. П. Медицина катастроф [Текст] : курс лекций : учебное пособие / И. П. Левчук, Н. В. Третьяков. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011.-238 с.
  • Левчук, И. П. Медицина катастроф [Электронный ресурс] : курс лекций : [учебное пособие для высшего проф. образования] / И. П. Левчук, Н. В. Третьяков. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 238 с. : ил. - URL : http://marc.rsmu.ru:8020/marcweb2/Default.asp.
  • Безопасность жизнедеятельности [Текст] : [учебник для высшего профессионального образования] / И. П. Левчук, Г. Б. Богословов, М. В. Костюченко, А. П. Назаров ; под ред. И. П. Левчука. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 295 с.
  • Levchuk,  I. P. First Aid in Case of Accidents and Emergency Situations: [Текст] : Preparation Questions for a Modular Assessment / I. P. Levchuk, M. V. Kostyuchenko ; Pirogov Rus. Nat. Research Med. Univ. – Moscow : GEOTAR-Media, 2015.
  • Практикум по токсикологии и медицинской защите [Текст]  : [учебное пособие для высшего проф. образования] / [А. Н. Гребенюк, В. А. Башарин, Н. В. Бутомо и др.] ; под ред. А. Н. Гребенюка. - Санкт-Петербург : ФОЛИАНТ, 2013. - 294 с.
  • Экстремальная токсикология  [Текст] : учебник для высшего профессионального образования] / Г.А.Сафронов, М.В.Александров.  - Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2012.-202с.

Дополнительная литература

  • Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Каракеян В.И., Никулина И.М. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. URL : http://biblio-online.ru
  • Медицинская токсикология [Электронный ресурс] : национальное руководство / [Лужников Е. А. и др.] ; под ред. Е. А. Лужникова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 939 с. : ил.  – URL : http://marc.rsmu.ru:8020/marcweb2/Default.asp
+
-
Биоэтика. Кафедра биоэтики ЛФ. Специалитет "Медицинская биофизика"
+
-
Избранные лекции
+
-
Информатика, медицинская информатика. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Общая трудоемкость дисциплины для отделения медицинской кибернетики составляет 12 зачетных единиц (432 часа). Учебная дисциплина изучается в 3, 4 и 5 семестрах (2 и 3 курсы). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является овладение базовыми знаниями информатики и медицинской информатики, а также принципами построения информационных систем, основами программирования и применения информационных технологий в приложении к медико-биологическим процессам.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • изучение основных положений информатики, кибернетики, информационной системотехники;
  • приобретение знаний о дискретных структурах и методах кодирования данных;
  • обучение методам формальной и математической логики;
  • обучение методам представления данных в ЭВМ: методам двоичного представления чисел, машинной арифметике, методам кодирования символов, а также методам оценки числовых данных;
  • обучение методам алгоритмизации задач общего и медицинского характера;
  • изучение основных положений теории программирования и теории формальных языков;
  • обучение программированию на процедурном языке на примере задач общего и медицинского характера;
  • обучение программированию на объектно-ориентированном языке на примере задач общего и медицинского характера;
  • изучение операционной системы персонального компьютера и прикладного программного обеспечения ЭВМ;
  • обучение методам подготовки документов различной сложности, методам подготовки иллюстративного графического материала с использованием современных информационных технологий;
  • обучение методам числовой обработки данных с использованием большинства возможностей программ, обеспечивающих поддержку электронных таблиц;
  • изучение структур, возможностей и характеристик вычислительных сетей;
  • обучение методам использования сети Интернет для общения и поиска медицинской информации;
  • изучение средств обработки графической информации и методов человеко-машинного взаимодействия;
  • изучение технологии построения информационных систем на основе систем управления базами данных;
  • обучение методам использования возможностей системы управления базы данных для создания и ведения учебной Базы данных медицинского характера;
  • обучение методам обработки и анализа медицинских данных с использованием программ статистической обработки;
  • формирование у студентов представлений об автоматизированных информационных системах в здравоохранении;
  • ознакомление студентов с принципами организации и работы учреждений здравоохранения, а также с принципами и задачами информатизации этих учреждений;
  • формирование навыков оформления документации при подготовке информационных материалов с учетом этико-деонтологических положений, существующих в отечественной медицине;
  • формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

Разделы дисциплины:

  1. Теоретические основы информатики
  2. Основы программирования
  3. Использование информационных технологий
  4. Медицинская информатика
  5. Язык программирования С# (для отделения медицинской кибернетики)

Авторами рабочей программы дисциплины являются доценты кафедры медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова к.м.н. Е.Н. Николаиди и к.м.н. С.С. Белоносов.

+
-
Информационные медицинские системы. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Активное внедрение информационных технологий в медицину и здравоохранение диктует необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями и имеющих навыки разработки, внедрения, эксплуатации и развития медицинских информационных систем (МИС). Дисциплина «Информационные медицинские системы» относится к профессиональному циклу дисциплин подготовки по специальности «Медицинская кибернетика» и отражает специфику деятельности врача-кибернетика.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Учебная дисциплина изучается в 10-11 семестрах (5-6 курсе). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является «Формирование знаний и навыков разработки, внедрения, эксплуатации и развития медицинских информационных систем разных видов, классов и уровней».

К задачам изучения дисциплины относится, в том числе, выполнение проекта (разработка учебной МИС), которое продолжается на протяжении всего курса обучения, и позволяет формировать профессиональные компетенции выпускника – врача-кибернетика. Также студенты приобретают опыт работы в команде разработчиков МИС.

Разделы дисциплины:

  1. Классификация МИС. Назначение и описание основных классов МИС: клинического, учрежденческого, территориального и федерального уровня.
  2. МИС базового (клинического) уровня. Медицинские технологические системы (МТС): автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений, управления жизненно-важными функциями организма, консультативной поддержки принятия врачебных решений. Автоматизированные рабочие места (АРМ) медицинских работников.
  3. Информационно-технологические МИС. Система ведения электронных медицинских карт (ЭМК). Понятие об интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК).
  4. Лабораторные информационные медицинские системы (ЛИС). Системы архивации, передачи и управления изображениями (PACS/ RIS).
  5. Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО): уровни развития, требования к функциональному обеспечению, технологии построения.
  6. Проблемно-ориентированные регистры и их развитие в системе электронного здравоохранения.
  7. Электронное здравоохранение (цели, задачи, направления развития, основные пользователи, условия построения). Федеральные проекты в сфере электронного здравоохранения, международные проекты. Телемедицина и цифровое здравоохранение.
  8. Стандарты передачи медицинской информации. Создание архитектуры структурированных медицинских документов. Основы CDA 2-3, FHIR.
  9. Кодирование медицинской информации. Портал нормативно-справочной информации Минздрава России. Международные классификаторы и терминологические системы (SNOMED, LOINC, ICD-11).
  10. Основы информационной и кибербезопасности в МИС. Основные понятия, модель угроз, подсистемы защиты информации.
  11. Основные понятия проектирования МИС. Порядок разработки и общие требования к МИС (техническому, структурному, функциональному, программному, информационному и др. обеспечению). Разработка технического задания (ТЗ) к разрабатываемой МИС.
  12. Концептуальное, даталогическое и физическое моделирование баз данных и информационных систем. Универсальный язык моделирования (UML). Использование диаграмм для концептуального описания архитектуры и базовых функций системы, логической модели данных, бизнесс-процессов (диаграмма вариантов использования - Use Case, диаграмма последовательности - Sequence Diagram, сущность-связь – ER- Diagram, язык моделирования бизнес-процессов - BPMN). Разработка макетов АРМ с использованием UX-платформ (User eXperience).

Авторами рабочей программы дисциплины являются д.м.н., профессор, зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова Т.В. Зарубина и доцент кафедры, к.м.н. С.Е. Раузина.

+
-
Клиническая кибернетика. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Учебная дисциплина изучается в 8–9 семестрах (4–5 курсе). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Цель обучения на данном курсе — овладение знаниями и умениями по разработке и применению автоматизированных медико-технологических информационных систем, предназначенных для использования в медицинских организациях.

Программа курса:

В курсе изучаются подходы к формализации и структуризации медицинских данных, представлению медицинских знаний, необходимых для разработки информационного и алгоритмического обеспечения поддержки различных типов диагностических, прогностических, тактических врачебных решений, а также решений, касающихся управления медикаментозной и не медикаментозной терапией. Во всех разделах курса представляется материал, касающийся ожидаемого вклада автоматизированных систем в повышение качества лечебно-диагностического процесса.

Прослушав курс "Клиническая кибернетика" студенты должны знать:

  • этапы лечебно-диагностического процесса, должностные обязанности медицинских работников, содержание медицинских документов, в которых отражается деятельность медицинского персонала и принимаемые решения;
  • методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;
  • основные статистические методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, области их применения и ограничения,
  • основные модели формирования решений, основанных на знаниях;
  • структуру медицинских диагностических и лечебных знаний;
  • подходы к оценке качества медицинской помощи.

На основании полученных знаний и практических навыков студент должен уметь:

  • разрабатывать информационные модели лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения,
  • разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки врачебных решений,
  • разрабатывать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценивать их эффективность;
  • проводить испытания и сопровождать автоматизированные медико-технологических систем в условиях клиники, оценивать их эффективность, составлять инструкции пользователя по работе с системами.
+
-
Микробиология, вирусология. Кафедра микробиологии и вирусологии ПФ. Специалитет "Мед. биохимия", "Мед. биофизика", "Мед. кибернетика"
+
-
Умения обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  1. Приготовить фиксированные препараты из чистых культур бактерий и окрашивать их (простым методом, по Граму, Цилю-Нильсену);
  2. Микроскопировать окрашенные препараты бактерий с использованием иммерсионной системы;
  3. Интерпретировать результаты бактериологического исследования при диагностике бактериальных инфекций.
  4. Интерпретировать результаты чувствительности бактерий к антибиотикам, полученные диско-диффузным методом.
  5. Интерпретировать результаты серологической идентификации выделенной чистой культуры бактерий.
  6. Интерпретировать результаты серологических реакций, применяемых в диагностике инфекционных заболеваний.
  7. Интерпретировать результаты бактериологического исследования на дисбактериоз и осуществлять подбор бактерийных препаратов для коррекции микрофлоры кишечника.
  8. Решать ситуационные задачи.
+
-
Контрольные вопросы и ситуационные задачи по разделам дисциплины
+
-
Неорганическая и органическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Дисициплина «Неорганическая и органическая химия» изучается во 2-м семестре 1-го курса (зачет).

+
-
Системный анализ и организация здравоохранения. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Выпускники медико-биологического факультета отделения медицинской кибернетики как специалисты в области управления биологическими и социальными системами в здравоохранении и медицине должны владеть необходимым математическим аппаратом системных исследований, знать существующие информационные системы и уметь их проектировать.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа). Учебная дисциплина изучается в 9 и 10 семестрах (5 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является овладение методами исследования организационных систем в здравоохранении с точки зрения прикладного системного анализа, знаниями и умениями по оценке здоровья населения, деятельности лечебно-профилактических учреждений.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • обучение студентов методам системного анализа, математического моделирования для анализа и проектирования организационных систем в здравоохранении;
  • обучение студентов использованию математического аппарата системного анализа для решения задач оптимизации в системе здравоохранения;
  • использование методов экспертных оценок, теории принятия решений, теории прогнозирования при решении задач планирования ресурсов здравоохранения.
  • приобретение студентами знаний медико-демографического анализа при изучении показателей здоровья различных групп населения;
  • изучение студентами факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения и системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;
  • обучение студентов принципам организации работы лечебно-профилактических учреждений;
  • обучение студентов основам ведения учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях, медико-статистическому анализу показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений;
  • обучение студентов методам оценки эффективности и качества в здравоохранении;
  • ознакомление студентов с основными понятиями теории управления, подходами к анализу управленческих процессов в лечебно-профилактических учреждениях;
  • обучение студентов принципам организации информационного обеспечения системы здравоохранения.

Разделы дисциплины:

  1. Общественное здоровье и медицинская демография.
  2. Системный анализ в здравоохранении. Математические методы системного анализа. Моделирование в здравоохранении.
  3. Организация, экономика, моделирование и планирование здравоохранения.

Авторами рабочей программы дисциплины являются старшие преподаватели кафедры медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова И.И. Потапова и к.б.н. В.В. Соболева.

+
-
Теоретические основы кибернетики. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа). Учебная дисциплина изучается в 7 и 8 семестрах (4 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

В данном курсе студенты получают необходимую математическую подготовку для решения задач, связанных с обработкой информации, проектированием и использованием автоматизированных технологических систем, компьютерных систем диагностики, анализа данных и подготовки экспериментального исследования.

Целью обучения по данному направлению является овладение базовыми знаниями кибернетики; овладение базовыми знаниями теории информации; овладение базовыми знаниями анализа сигналов; овладение базовыми знаниями планирование экспериментов; овладение базовыми знаниями статистических методов обработки данных.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • изучение студентами основных положений информатики, кибернетики, информационной системотехники;
  • приобретение студентами знаний о дискретных структурах и методах кодирования данных;
  • обучение методам формальной и математической логики;
  • овладение студентами методами анализа сигналов и проверки гипотез;
  • обучение методам представления данных в ЭВМ: методам двоичного представления чисел, машинной арифметике, методам кодирования символов, а также методам оценки числовых данных;
  • обучение методам алгоритмизации задач общего и медицинского характера;
  • изучение студентами основных положений регрессионного и дисперсионного анализа данных;
  • обучение методам алгоритмизации задач общего и медицинского характера;
  • обучение методам числовой обработки данных с использованием большинства возможностей системы MS Excel;
  • обучение методам обработки и анализа медицинских данных с использованием программ статистической обработки;
  • формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
  • формирование у студента навыков общения с коллективом.

Разделы дисциплины:

  1. Численные методы
  2. Теория информации
  3. Анализ и преобразование сигналов
  4. Анализ данных и планирование эксперимента
  5. Методы распознавания образов

Авторами рабочей программы дисциплины являются доценты кафедры медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова к.м.н. С.П. Щелыкалина и к.м.н. И.В. Житарева.

+
-
Физическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Дисициплина «Физическая химия» осваивается во 2-м семестре 1-го курса (зачет) и в 3-м семестре 2-го курса (экзамен). Курс разбит на 6 коллоквиумов – 2 во 2-м семестре и 4 в 3-м семестре. 

+
-
Философия. Кафедра философии ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Факультет