ОЗВУЧИТЬ

Знакомство с медициной и наукой: второй день марафона «Новое знание»

Во второй день Федерального просветительского марафона «Новое Знание», 2 сентября, в московских школах прошло сразу 4 лекции от спикеров ведущего медицинского вуза России – РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Утреннюю лекцию перед учащимися школы № 109 провел Артем Сергеевич Вищипанов, исполняющий обязанности заведующего кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор, доктор медицинских наук, руководитель студенческого научного кружка (СНК) кафедры, эксперт трека "Здравоохранение" конкурса "Лидеры России". Артем Сергеевич поднял тему современной хирургии. Какими возможностями сегодня обладают хирурги? Сколько направлений хирургии существует? Как именно стать блестящим хирургом? И сможет ли искуственный интеллект, роботизированная техника заменить людей в операционных? На эти и многие другие вопросы ребята смогли получить ответы на лекции "Несколько штрихов к портрету хирургии XXI века".

 Перед одиннадцатиклассниками школы № 1883 «Бутово» выступил Тигран Гагикович Мурадян, начальник Лечебного отдела, руководитель донорского движения Университета, почетный донор России и Москвы.

«В любой области науки, медицины, практики нужно оставаться, в первую очередь, человеком. И важно приносить пользу обществу не только своей работой, но и тем, чем мы все можем помогать, в данном случае донорством крови», — сказал он слушателям.

В своей презентации Тигран Гагикович рассказал ребятам историю донорства, обозначил основные цели гемотрансфузии (переливания крови) и подробно остановился на разных видах донорства (сдаче цельной крови, плазмы, тромбоцитов, гранулоцитов и отдельно эритроцитов). Самым активным слушателем оказался Павел Минкин, который знал ответ практически на любой вопрос спикера.

«Меня больше привлекает медицинская наука, чем общение с людьми. Поэтому в перспективе я хотел бы работать в какой-нибудь лаборатории и изучать тему, связанную с иммунной системой или онкологией, — признался Павел позже. — У меня родители врачи. Они говорят, что если я по другому направлению, например, стану участковым терапевтом, то мне будет тяжело, потому что я не особо общительный и терпеливый. Зато у меня есть воля к исследованиям. Мне всегда было интересно, как работает иммунная система. Думаю, все началось с мультика, который я посмотрел еще в детстве. Он рассказывал про работу этой системы, и я так удивился, что такие сложные процессы протекают в нашем организме. Позже узнал, что в этой сфере есть много всего неисследованного, есть, что изучать».

Были в классе и другие ребята, заинтересованные в поступлении в медицинский вуз. Например, Валерия Миловидова решила стать ортодонтом.

«Я хочу быть полезной для общества, потому что считаю, что, хоть у нас много врачей, но не ко всем из них хочется приходить на прием. А я хотела бы стать тем, к кому люди будут приходить с удовольствием, — улыбнулась она. — Планирую учиться на стоматолога-ортодонта. Дело в том, что в прошлом году я ставила себе брекеты и мне попалась очень хороший врач. Когда она делает что-то, то всегда поэтапно объясняет процесс. Так меня и заинтересовала эта тема. Планирую подавать документы в Сеченовский университет, в РНИМУ им. Н.И. Пирогова и Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова».

Такой интерес ребят объяснила Наталья Владимировна Сергеенко, заместитель директора по содержанию образования школы № 1883 «Бутово»: «Сотрудничать с вашим вузом мы начали только в этом году. Но по тем программам, которые мы простроили и будем реализовывать, в том числе по углубленному изучению предметов, по просветительской деятельности и ранней профилизации детей, могу сказать, что планы у нас грандиозные. Дети мотивированные есть, причем заинтересованные не только в «лечебном деле», но и в медицинской инженерии и в IT-направлениях. И Пироговка с его огромной научной, материально-технической и преподавательской базой для нас, конечно, огромный ресурс. Любому московскому ребенку нужно дать не только возможность выбора, но возможность попробовать будущую профессию, помочь понять, его или нет. Поэтому предпрофессиональное образование в «Московской школе» — это ресурс, который позволяет ребенку не просто сделать свой выбор, но получить первоначальные знания и навыки».

Она добавила, что в их школе нет классов с углубленным изучением предметов, связанных с медициной, между тем, в медицинские вузы выпускники поступают ежегодно. В РНИМУ в прошлом году поступило трое детей.

А московскую школу № 1995 посетила проректор по учебной работе, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный внештатный специалит по гигиене детей и подростков Минздрава России Ольга Юрьевна Милушкаина. Старшеклассникам этой школы Ольга Юрьевна прочла лекцию о том, что на самом деле скрывает в себе понятие "гигиена". Почему мы так мало знаем о собственном здоровье и уделяем этой теме так мало времени? Почему очень важно заниматься профилактикой различных заболеваний и каково реальное воздействие окружающей среды на нашу жизнь? В заключение лекции ребята смогла задать спикеру волнующие вопросы по теме экология, радиация и, конечно же, новая коронавирусная инфекция.

Завершился второй день марафона в школе № 199 лекцией проректора по стратегическом развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова, директора Федерального центра поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России Георгия Гивиевича Надарейшвили.

Георгий Гивиевич Надарейшвили прошёлся по «родным пенатам» и встретился с директором школы Валентиной Викторовной Моисеевой. На встрече обсудили перспективы сотрудничества школы и РНИМУ им. Н.И. Пирогова и возможности прицельной подготовки школьников в медицинские вузы. Гостям школы были продемонстрированы оснащённые кабинеты для предпрофессиональной подготовки будущих медиков и учёных.

Обучающимся школы Георгий Гивиевич рассказал о своей медицинской династии и о ярких воспоминаниях, которые навсегда врезаются в память молодых врачей на заре их профессиональной карьеры, поделился впечатлениями об учёбе и первых шагах в медицинской и преподавательской деятельности, ответил на вопросы ребят.

«Мои родители, мои бабушка с дедушкой – врачи. С детства мне рассказывали про неврологию, и мне было всегда интересно изучать именно мозг. Я проникся и понял, что хочу именно в медицину. Конечно, на протяжении моего профессионального пути сомнения у меня бывали, как, уверен, и у любого врача. Я какое-то время работал в PR, и мне есть с чем сравнить. Медицина для меня это – настоящее. Поверьте, врачи будут нужны всегда. Искусственный интеллект и цифровизация – важные составляющие развития медицинской науки, и, конечно, ваше конкурентное преимущество будет в том, насколько быстро вы сможете разобраться в новых технологиях. Но уверяю вас, что никогда лечение пациентов не будет возможно без врача, потому что одна из главных задач медиков – это коммуникация, это живое общение с пациентом», – сказал проректор.

Опросив ребят на тему их планов в возможном медицинском будущем, лектор отметил: «XXI век вообще объявлен веком мозга. У нас сейчас есть информационные технологии, а следующий инновационный мощный прорыв будет в изучении нейротехнологий. Мозг – это главный орган в организме, все остальные органы и системы человеческого организма существуют и работают ради него, и у нас огромное поле для познания и изучения».

Школьники ответили на вопросы гостя из Университета: почему они хотят стать врачами или учёными, зачем идут в медицину, в чём их мотивация, считают ли профессию доктора престижной, какую специализацию намереваются выбрать в будущем и что они думают и знают об истории вакцин. Поговорили с гостем о лидерстве и надпрофессиональных качествах, необходимых в любой профессии: «Надпрофессиональные навыки могут быть использованы где угодно: тайм-менеджмент, коммуникативные навыки, навыки управления персоналом и многое другое. Вы должны развивать это в себе уже сейчас, вне зависимости от того, какой путь вы в итоге выберете».

Ребята попросили вспомнить что-либо из жизни молодого медика во время обучения во Втором меде.

«Я помню это тревожное ощущение: когда ложишься спать, рядом – твой телефон. Представьте себе, что вы очень хотите спать, но в то же время та огромная ответственность, которую вы несете за своих пациентов, не позволяет вам заснуть. Это ожидание звонка до сих пор живо в моей памяти», – поделился Георгий Гивиевич.

На прощание проректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова дал ребятам советы и рекомендации как на пути в медицину, так и на жизненном пути в целом:

«Мир вокруг нас меняется в сотни раз быстрее, чем это было, скажем, 20 лет назад. Медицина – это огромное разнообразие. С базовым медицинским образованием, которое вы получите, вы, безусловно, сможете пойти трудиться в разные места, занять разнообразные должности. Уже сейчас попробуйте понять и прочувствовать, что вы уже взрослые. У вас нет черновика, чистовик вы пишете уже сейчас. Научитесь нести ответственность, она всегда начинается с вас самих. Уже сейчас вам надо учиться воспринимать жизнь такой, какая она есть. Не оставляйте ничего на потом. Пробуйте! И ничего не бойтесь».