ОЗВУЧИТЬ

Завершение марафона «Новое знание»

3 сентября в финальный день II Федерального просветительского марафона «Новое знание», цель которого – познакомить молодёжь с людьми, создающими актуальные достижения в науке и технологиях в РФ, увлечь и замотивировать её на саморазвитие, состоялась встреча с учениками старших классов школ № 1561, № 15 и № 1002.

В школе № 1561 состоялась встреча старшеклассников с Вадимом Витальевичем Негребецким, доктором химических наук, доцентом, профессором РАН, заведующим кафедрой химии лечебного факультета и отделом медицинской химии и токсикологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, научным руководитель школы Хим*Био*Плюс. Лектор рассказал ребятам о медицинской химии, о перспективах развития в этом направлении, о пути лекарственного средства от идеи до выхода на рынок и важности химии в жизни будущего медика.

Вадим Витальевич Негребецкий быстро нашёл общий язык с мотивированными учениками 9-11 классов и провёл для них лекцию "Введение в медицинскую химию: от молекулы к лекарству".

«Бесчисленными путями наука вовлечена в изучение взаимодействия органических соединений со всеми формами жизни, биообразованиями и биомолекулами. Размах этих работ значительно более грандиозен, чем это обычно представляется. Как назвать эту новую область науки, не совсем ясно, но её гигантскую, всё более возрастающую важность отрицать невозможно», — говорил в своё время основоположнике медицинской химии Корвин Герман Ханше, о котором рассказал ребятам лектор.

Предметом медицинской химии является открытие, разработка и идентификация биологически активных соединений, а также интерпретация механизма их действия на молекулярном уровне. Основной акцент делается на лекарства, но интересы медицинской химии не ограничиваются ими, а включают биологически активные соединения вообще. Также предметом медицинской химии является изучение, идентификация и синтез продуктов метаболизма этих препаратов и родственных соединений.

В чём разница между понятиями «medical» и «medicinal»? Какую структуру надо синтезировать, чтобы создать физиологически активное лекарственное соединение? Какой антидот есть у нас в холодильнике, который поможет при отравлении тяжёлыми металлами? Что такое конвенциональный виварий и spf? Эти и другие темы были затронуты в ходе встречи. Почему чистых медицинских химиков так мало, и в чём перспектива развития именно в этой области?

Мероприятие получилось живым и в полной мере интерактивным. Разбирали аспирин и парацетамол, выясняли, почему ноотропов нет на западе, прошли весь путь стратегии поиска молекулы — от возникшей идеи и QSAR (компьютерные методы анализов структуры химических соединений, даёт «предсказания» биологической активности), синтеза, доклинических исследований, одобрения Минздравом, клинических исследований и до введения препарата на рынок. Говорили о медицинской химии как о специфическом разделе органической химии на стыке с биохимией, биоорганической химией и фармакологией. Рассуждали о поиске и создании физиологически активных веществ, выявлении взаимосвязи между химической структурой и биологической активностью и конструировании необходимых структур, обладающих заданным свойством. А по окончании старшеклассники долго не отпускали лектора, задавая интересующие вопросы.

В.В. Негребецкий закончил своё выступление цитатой М.В. Ломоносова: «Медик без довольного познания химии совершенным быть не может. От одной химии уповать можно на исправление недостатков врачебной науки».

В московской школе № 1002 выступила Татьяна Анатольевна Гайдина, врач-дерматовенеролог, косметолог, заместитель декана лечебного факультета РНИМУ. В рамках Федерального просветительского марафона «Новое знание» она объяснила одиннадцатиклассникам, как важны профильные медицинские классы, и рассказала о современных достижениях косметологии.

«В этом году я специально пошла в приемную комиссию, чтобы посмотреть на тех абитуриентов, которые подают документы. Вы знаете, что уже второй год приемная кампания проходит в дистанционном режиме? То есть мы видим не вас, а только ваши документы. Тем не менее и они могут многое сказать об абитуриенте, — отметила Татьяна Анатольевна. — Сразу видим, например, что человек учился в профильном классе, потому что у него есть определенные достижения, и понимаем, что этот школьник попал к нам неслучайно. Сегодня мы поговорим о современных достижениях косметологии. Для чего мы, косметологи, работаем с пациентами? Чтобы они чувствовали себя увереннее, ведь даже незначительные дефекты могут вызывать дискомфорт».

Большую часть своего выступления Т.А. Гайдина посвятила технике работы с лазерами, которые востребованы благодаря точечному воздействию, а значит, широкому спектру применения. Их используют для удаления рубцов, сосудов, лечения растяжек, устранения пигментации, омоложения и при многих других процедурах. Теорию Татьяна Анатольевна не забывала подкреплять реальными историями из своей профессиональной практики.

Дирекция школы высоко оценила такие профориентационные занятия. «Взаимодействие школы и вуза лежит в основе приобретения детьми еще в школьном возрасте первых профессиональных знаний. Поскольку тренд (во всяком случае, московских школ) — ранняя профориентация и приобретение предпрофессиональных навыков, то это и послужило для нас мотивом для взаимодействия с вузом, в частности со Вторым медицинским университетом, — отметила Ева Григорьевна Солодуха, директор школы № 1002. — Наше сотрудничество длилось в течение года, и по итогам прошлого года шесть наших выпускников поступили в медицинские вузы, из них трое — в РНИМУ. У ребят есть интерес к медицине, и я выражаю надежду, что у нас все сложится!»

В конце лекции Татьяна Анатольевна Гайдина провела викторину. Главный приз — приглашение школьника на экскурсию в деканат лечебного факультета. Самыми внимательными слушателями оказались две одиннадцатиклассницы: Диана Войнова и Екатерина Шишкина.

«Я сдавала очень много профориентационных тестов и так поняла, что меня привлекает профессия врача. Подумываю стать психологом или психиатром. Сейчас не только готовлюсь к сдаче экзаменов, но также активно читаю научно-популярные статьи о различных заболеваниях. Надеюсь на лучшее — поступить в РНИМУ!» — уверенно заявила Диана Войнова.

«А я о том, чтобы стать медиком, задумалась еще в восьмом классе, когда у нас начались биология и химия — очень понравились эти предметы. Тогда же стала интересоваться научно-популярными книгами, написанными врачами. Например, это “Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии” или “Когда дыхание растворяется в воздухе. Иногда судьбе все равно, что ты врач”, — поделилась Екатерина Шишкина. — В моей семье уже есть медики: сестра работает медсестрой в детской больнице и параллельно учится. Папа хотел быть хирургом, но не получилось, в итоге пошел совсем по другой специальности. Лично я пока не определилась со специализацией, надеюсь найти свое призвание на практике во время учебы в медвузе».

Дарья Дмитриевна Лисенкова, студентка 6 курса педиатрического факультета и ответственный секретарь Совета обучающихся РНИМУ им. Н.И. Пирогова, участница форума «Территория Смыслов-2021», поделилась опытом и рассказала старшеклассникам школы № 15, что такое soft skills и зачем они нужны будущим врачам и учёным.

Дарья Лисенкова задала ребятам вопрос: врач будущего — какой он? Ребята рассуждали о ключевых качествах врача, без которых ему не обойтись в профессиональной деятельности: коммуникабельность, стрессоустойчивость, способность работать в команде, креативность, умение анализировать информацию и принимать решение, обладание  навыками цифровой грамотности и стремление к совершенствованию. «Движущие факторы для врача — это саморазвитие и помощь людям. Пациент — не ниже и не выше, это наш партнёр», — объясняла Дарья.

Что такое надпрофессиональные навыки? Что такое hard skills и soft skills? И зачем вообще нужны будущему врачу? Дарья делилась своим опытом и знаниями, приобретёнными не только в Университете, но и при участии на форуме «Территория смыслов», который ежегодно проходит при поддержке автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей».

Старшеклассников учили ставить цели по SMART (критерии, которыми должна обладать грамотно поставленная цель: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная во времени); рассказали о четырёх основных «фокусах будущего»: IQ, EQ («эмоциональный интеллект», включающий в себя адаптивность и гибкость, креативность и коммуникативность, эмпатию и способность управлять впечатлением), VQ (коэффициент жизненной силы, энергии), LQ («любовный интеллект», включающий в себя такие понятия как аутентичность и доверие, умение делать добро, человекоориентированнось и так называемую «мягкую силу»).

В конце лекции ребята прошли небольшой тест «16 персоналий», узнали об уникальности и ценности каждого человека, каждой личности. Дарья ответила на все интересующие школьников в вопросы и рассказала об особенностях поступления и учёбы в РНИМУ им. Н.И. Пирогова.