Кафедра химии ЛФ

Техника безопасности

Учебно-методические материалы

Специалитет "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология"

Учебная дисциплина «Химия»

+
-
Требования к освоению программы дисциплины

В соответствии с учебным планом преподавание дисциплины проводится в 1-м семестре учебного года по специальностям – Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология.

Студент должен знать:
1. термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов;
2. физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов;
3. свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов;
4. основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс;
5. механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза;
6. закономерности протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов;
7. роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;
8. принципы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;
9. фундаментальные основы теоретической органической химии, являющиеся базисом для изучения строения и реакционной способности органических соединений;
10. пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения веществ, являющихся участниками процессов жизнедеятельности, в непосредственной связи с их биологической функцией;
11. строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

Студент должен уметь:
1. решать типовые практические задачи, рассчитывать величины

  • осмотического давления,
  • pH,
  • буферной емкости и других параметров, характеризующих кислотно-щелочное равновесие организма;
  • определять возможность образования осадков,
  • определять осуществимость того или иного процесса в условиях организма,
  • оценивать скорость биохимических превращений,
  • оценивать время элиминации лекарственных препаратов,
  • проводить тепловые расчеты, связанные с энергетическим балансом;

2. относить вещества к определенным классам химических соединений, выделять функциональные группы, кислотный и основный центры, сопряженные и ароматические фрагменты в молекулах, прогнозировать их химическое поведение в условиях организма;
3. составлять формулы по названиям и называть по структурной формуле типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных средств;
4. прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения;
5. готовить растворы заданной концентрации с предварительным проведением соответствующих расчетов;
6. производить физико-химические измерения, характеризующие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма, определять массовую долю, кислотность, буферную емкость;

7. производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать научно-обоснованные выводы;
8. представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования с использованием графиков и таблиц, делать обобщающие выводы.

Студент должен иметь навыки:
1. самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой, ведения поиска и ориентирования в библиографии;
2. безопасной работы в химической лаборатории и обращения с химической посудой, спиртовками, электрическими нагревательными приборами, едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями.

+
-
Учебно-методические пособия, лекции

Учебная дисциплина «Химия биомолекул и наносистем»

+
-
Требования к освоению программы дисциплины

В соответствии с учебным планом преподавание дисциплины проводится в 2-м семестре учебного года по специальностям – Лечебное дело, Педиатрия.

Студент должен знать:
1. термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов;
2. физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов;
3. свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов;
4. основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс;
5. механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза;
6. закономерности протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов;
7. роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;
8. принципы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;
9. фундаментальные основы теоретической органической химии, являющиеся базисом для изучения строения и реакционной способности органических соединений;
10. пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения веществ, являющихся участниками процессов жизнедеятельности, в непосредственной связи с их биологической функцией;
11. строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

Студент должен уметь:
1. решать типовые практические задачи, рассчитывать величины

  • осмотического давления,
  • pH,
  • буферной емкости и других параметров, характеризующих кислотно-щелочное равновесие организма;
  • определять возможность образования осадков,
  • определять осуществимость того или иного процесса в условиях организма,
  • оценивать скорость биохимических превращений,
  • оценивать время элиминации лекарственных препаратов,
  • проводить тепловые расчеты, связанные с энергетическим балансом;

2. относить вещества к определенным классам химических соединений, выделять функциональные группы, кислотный и основный центры, сопряженные и ароматические фрагменты в молекулах, прогнозировать их химическое поведение в условиях организма;
3. составлять формулы по названиям и называть по структурной формуле типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных средств;
4. прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения;
5. готовить растворы заданной концентрации с предварительным проведением соответствующих расчетов;
6. производить физико-химические измерения, характеризующие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма, определять массовую долю, кислотность, буферную емкость;

7. производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать научно-обоснованные выводы;
8. представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования с использованием графиков и таблиц, делать обобщающие выводы.

Студент должен иметь навыки:
1. самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой, ведения поиска и ориентирования в библиографии;
2. безопасной работы в химической лаборатории и обращения с химической посудой, спиртовками, электрическими нагревательными приборами, едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями.

+
-
Курс лекций

Полный курс лекций состоит из двух частей: (1) химия биомолекул и (2) поверхностные явления и дисперсные системы (наносистемы), и включает следующие темы:

  • Лекция В-01. Биологически важные окислительно-восстановительные реакции органических соединений
  • Лекция В-02. Биологически важные поли- и гетерофункциональные соединения – строение и особенности химического поведения
  • Лекция В-03. Биологически важные гетероциклические системы
  • Лекция В-04. Альфа-аминокислоты, пептиды
  • Лекция В-05. Углеводы
  • Лекция В-06. Нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты
  • Лекция В-07. Липиды, терпены и стероиды
  • Лекция В-08. Природные физиологически активные соединения. Поверхностные явления и дисперсные системы (наносистемы)
  • Лекция В-09. Поверхностные явления
  • Лекция В-10 Хроматография
  • Лекция В-11. Дисперсные системы
  • Лекция В-12. Устойчивость дисперсных систем
  • Лекция В-13. Микрогетерогенные и грубодисперсные системы
  • Лекция В-14. Коллоидные ПАВ
  • Лекция В-15. Предмет и основные понятия химии ВМС. Образование растворов ВМС
  • Лекция В-16. Нарушение устойчивости растворов ВМС. Структурообразование в дисперсных системах и растворах ВМС
  • Лекция В-17. Вязкостные, молекулярно-кинетические и коллигативные свойства золей и растворов ВМС

Специалитет "Фармация"

+
-
Аналитическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Фармация"

Учебная дисциплина «Аналитическая химия», по специальности «Фармация» рассчитана на 2 семестра (3-й и 4-й семестры 2-го курса). Программа курса включает 5-х крупных разделов – модулей. Два из них составляют содержание учебного материала 3-го семестра, два – 4-го семестра, который заканчивается экзаменом.

  • 1 модуль – Общие теоретические основы аналитической химии.
  • 2 модуль – Качественный анализ анионов.
  • 3 модуль – Гравиметрический анализ.
  • 4 модуль – Титриметрический анализ.
  • 5 модуль – Физико-химические методы анализа.
+
-
Общая и неорганическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Фармация"
+
-
Лекционный материал

Полный курс включает следующие лекции:

  • Лекция 1. Строение атома. Периодическая система элементов
  • Лекция 2. Химическая связь и строение молекул
  • Лекция 3. Термохимия. Введение в химическую термодинамику
  • Лекция 4. Химическое равновесие
  • Лекция 5. Сильные и слабые электролиты. Протолитические равновесия
  • Лекция 6. Окислительно-восстановительные реакции. Введение в электрохимию
  • Лекция 7. Химия s-элементов IA, IIA групп, часть 1
  • Лекция 8. Химия s-элементов IA, IIA групп, часть 2
  • Лекция 9. Общая характеристика p-элементов. Химия р-элементов IIIA группы
  • Лекция 10. Химия р-элементов IVA группы
  • Лекция 11. Химия р-элементов VA группы
  • Лекция 12. Химия р-элементов VIA группы
  • Лекция 13. Химия р-элементов VIIA и VIII групп
  • Лекция 14. Химия d-элементов. Общая характеристика, комплексные соединения
  • Лекция 15. Химия d-элементов IIIB и IVB групп
  • Лекция 16. Химия d-элементов VB-VIIB групп
  • Лекция 17. Химия d-элементов VIIIB, IB и IIB групп
  • Лекция 18. Физико-химические методы исследования неорганических веществ

Дисциплина «Общая и неорганическая химия» рассчитана на 2 семестра (1-й и 2-й семестры 1-го курса). Программа курса включает вступительный тест по школьному материалу и состоит из 4-х крупных разделов – модулей.

  • 1 модуль – Строение веществ.
  • 2 модуль – Основные закономерности протекания химических процессов.
  • 3 модуль – Химия s-элементов и химия p- элементов.
  • 4 модуль – Химия d-элементов.
+
-
Органическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Фармация"
+
-
Лекционный материал. Модули 1, 2.
+
-
Лекционный материал. Модули 3, 4.

Учебная дисциплина «Органическая химия», по специальности «Фармация» рассчитана на 2 семестра (3-й и 4-й семестры 2-го курса). Программа курса включает 4 крупных раздела – модуля. Два из них составляют содержание учебного материала 3-го семестра, два – 4-го семестра, который заканчивается экзаменом.

  • 1 модуль – Углеводороды.
  • 2 модуль – Монофункциональные соединения.
  • 3 модуль – Гетерофункциональные соединения.
  • 4 модуль – Углеводы, гетероциклы, нуклеотиды, липиды.
+
-
Фармацевтическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Фармация"

Учебная дисциплина «Фармацевтическая химия» относится к профессиональному циклу  дисциплин по специальности «Фармация» высшего профессионального фармацевтического образования. Рассчитана на 4 семестра (VI, VII, VIII и IX семестры). IX-й семестр заканчивается экзаменом. Программа курса состоит из 4-х крупных разделов - модулей:

  • 1 модуль – Общая фармацевтическая химия.
  • 2 модуль – Специальная фармацевтическая химия. Неорганические соединения.
  • 3 модуль – Специальная фармацевтическая химия. Органические соединения.
  • 4 модуль – Специальная фармацевтическая химия. Полифункциональные органические соединения.
+
-
Физическая и коллоидная химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Фармация"
+
-
Лекционный материал. Модуль "Коллоидная химия"

Учебная дисциплина «Физическая и коллоидная химия», по специальности «Фармация» рассчитана на 2 семестра (2-й и 3-й семестры 1-го и 2-го курсов, соответственно). Программа курса включает 4 крупных раздела – модуля. Три из них составляют содержание учебного материала 2-го семестра, один – 3-го семестра, который заканчивается экзаменом.

  • 1 модуль – Основные законы термодинамики. Химическое равновесие. Фазовые равновесия. 
  • 2 модуль – Растворы. Электролиты. Буферные системы.
  • 3 модуль – Кинетика. ЭДС. 
  • 4 модуль – Коллоидная химия.

Специалитет "Медицинская кибернетика"

+
-
Неорганическая и органическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Дисициплина «Неорганическая и органическая химия» изучается во 2-м семестре 1-го курса (зачет).

+
-
Физическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Дисициплина «Физическая химия» осваивается во 2-м семестре 1-го курса (зачет) и в 3-м семестре 2-го курса (экзамен). Курс разбит на 6 коллоквиумов – 2 во 2-м семестре и 4 в 3-м семестре. 

Специалитет "Медицинская биохимия"

+
-
Неорганическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская биохимия"

Дисициплина «Неорганическая химия» изучается в 1-м семестре 1-го курса (зачет).

+
-
Органическая и физическая химия. Кафедра химии ЛФ. Специалитет "Медицинская биохимия"

Дисициплина «Органическая и физическая химия» во 2-м семестре 1-го курса (зачет) и в 3-м семестре 2-го курса (экзамен).