Кафедра своим появлением обязана ряду социальных, политических и общественных процессов, приведших к созданию Московских Высших Женских Курсов. Именно в этом учебном заведении, предоставлявшим возможность женщинам России получить высшее образование, родился медицинский факультета, наряду с двумя другими — историко-философским и физико-математическим. В учебной программе нового факультета среди терапевтических дисциплин значился и такой — «учение о детских болезнях». Для преподавания курса в 1910 г. была организована кафедра. Руководителем её был назначен профессор Александр Андреевич Кисель, к тому времени зарекомендовавший себя как крупный ученый, плодотворно разрабатывавший самые актуальные для того времени проблемы детского здравоохранения — туберкулез, детские инфекции, ревматизм, рахит и др. С этого момента и до сих пор новое подразделение именуeтся  кафедрой детских болезней. С открытием в 1930 г. педиатрического факультета  она остается на лечебном факультете.

То обстоятельство, что с самого начала кафедру возглавил выдающийся учёный и организатор детского  здравоохранения, определило широту клинических и научных интересов коллектива, заложило принципы осуществления учебного процесса детских болезней для студентов, не собирающихся стать детскими врачами. Эти принципы и подходы к научному поиску на многие годы заложили традиции в работе кафедрального коллектива. Как педагог Александр Андреевич придавал первостепенное значение работе студента у постели больного, глубокому вдумчивому изучению научной литературы, воспитанию научных и педагогических кадров. Все это стало традицией в работе кафедры на многие годы. Круг его научны интересов был чрезвычайно широк — туберкулез, ревматизм, рахит, эндокринные болезни, организация здравоохранения, в частности разработка принципов санаторной службы для детей.

С самого своего возникновения кафедра в полном смысле стала кузницей научных и педагогических кадров. Первыми ассистентами кафедры были С.И. Федынский, А.А. Колтыпин, В.Д. Маркузон, ставшие впоследствие известными профессорами. Преподавательский корпус кафедры пополняется выпускницами Московских Высших Женских Курсов — М.П. Похитонова, Е.И. Иванова, Р.И. Швагер, Н.П. Савватимская.  

С самого своего возникновения кафедра придает большое значение качеству обучения студентов. Была высокая требовательность при оценке студенческих историй болезни, составленных во время практических занятий в клинике. Руководитель нередко сам просматривал их и иногда разбирал на лекциях. Интересно отношение кафедры к экзаменам. "Экзамен — это иногда только формальная отписка о внешнем благополучии" — отмечал руководитель кафедры, —  "Необходима совместная работа преподавателя со слушателями. Эту работу можно провести только тогда, когда группа небольшая, и преподаватель хорошо знает каждого слушателя, следит за тем, как усваивается предмет, имеет возможность помочь ему в том или ином отношении. Это постоянная связь со слушателями оказывает совершенно исключительную услугу успешности преподавания, облегчает и оживляет его, приводит к тому, что слушатель начинает активно относится к своему делу, увлекается им". Положения не утратили своей актуальности до сих пор.

"Слушатели должны получить не только определённую сумму знаний, они  должны войти в курс основных проблем данной дисциплины, преподаватель должен ввести их в свою творческую лабораторию" —  видимо, эта мысль послужила тому, что спустя три года после «переезда» кафедры из детский больницы Св. Владимира в Морозовскую детскую больницу на кафедре по инициативе ее руководителя создается научный студенческий кружок. Именно здесь происходит «введение студента в творческую лабораторию» кафедрального коллектива. 

И еще одна очень важная мысль, высказанная заведующим кафедрой: "… не надо стремиться, чтобы студент видел как можно больше форм заболеваний, болезней так много, что врач в своей деятельности постоянно встречается с такими болезнями, которых он прежде никогда не видел. Он должен хорошо овладеть методикой исследований — это самое главное. В самом деле, не в первую очередь — знания, хотя без знаний не обойтись, но научить студента методу, навыкам практической работы с больным ребенком — важнейшая задача клинической кафедры". 

На протяжении многих лет эти принципы и подходы к учебному процессу были основополагающими для коллектива кафедры.

Широта научных интересов руководителя кафедры в различных областях клинической педиатрии нашла свою реализацию в работах целой плеяды педиатров, работавших в ряде научных направлений и внесших в них значительный вклад, ставших, в свою очередь, руководителями учебных кафедр и научных подразделений. Вот только некоторые из них — профессора В.Д. Маркузон, М.П. Похитонова — детский туберкулез; Б.Г. Ширвиндт, М.Е. Сухарева — детские инфекционные заболевания; К.А. Москачёва — детская рентгенология, М.М. Бубнова, В.А. Власов, А.А. Колтыпин, С.И. Федынский — педиатры; доценты — Н.П. Савватимская, З.И Эдельман, А.Н. Власова, Р.А. Фридман, И.М. Островская, А.М. Богашова, Т.Л. Изумрудова, М.П. Пелевина и др.

С приходом на заведование кафедры Николая Ивановича Осиновского основным научным направление становится детская кардиология. На кафедре выполняется  диссертационные работы, посвященные состоянию сердечно сосудистой системы при других патологических состояниях — инфекционных болезных, болезнях почек и др. кандидатская диссертация будущего заведующего кафедрой и академика Митрофана Яковлевича Студеникина — ученика Н.И. Осиновского посвящена возрастным особенностям артериального давления у детей. Публикуются учебники по детским болезням, ориентированные на преподавание дисциплины студентам лечебного факультета.

Следующим этапом в развитии кафедры стало научное направление по разработке вопросов эндокринологии детского возраста. Зачинателем его стала ученица А.А. Киселя Мария Матвеевна Бубнова, возглавившая коллектив в 1958 г. Это были пионерские работы, во многом определившие развитие детской эндокринологии в нашей стране. Уже через несколько лет (1964) вместе со своей ученицей Мюдой Ивановной Мартыновой профессор Бубнова публикует первую в педиатрии монографию «Сахарный диабет у детей». М.И. Мартынова защищает докторскую диссертацию на эту тему и становится профессором кафедры. Выполняются и успешно защищаются сотрудниками кафедры кандидатские диссертации — Л.Н. Рыбина, В.М. Скрипкина, Л.В. Сапелкина, В.А. Петеркова, Л.А. Ревенкова, Е.В. Куйбышева, С.С. Вядро и др.

В 1961 г. кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Митрофан Яковлевич Студеникин. Как уже отмечалось, он воспитанник кафедры, ученик профессора Н.И. Осиновского. С его приходом к руководству кафедрой значительно расширилась тематика научных исследований — нефрология, гастроэнтрология, патология детей грудного возраста, иммунологические аспекты тимомегалии и, конечно же, дальнейшая разработка вопросов эндокринологии детского возраста. В этот период защищаются докторские диссертации Рудольфа Георгиевича Артамонова,  Владимира Васильевича Смирнова, Павла Дмитриевича Ваганова, Валентины Александровны Петерковой. 

В 1976 г. при кафедре открывается курс педиатрии Медико-биологического факультета РГМУ. Профессор Мартынова Мюда Ивановна стала его первым руководителем. Была проведена большая работа по составлению учебного плана по педиатрии, особенность которого заключалась в том, что он предназначался для будущих специалистов, которые не будут заниматься практической врачебной работой. В дальнейшем произошла периориентация в подготовке студентов МБФ. В определенный период снизилась потребность в подготовке специалистов по фундаментальным вопросам медицины, и часть студентов факультета стали получать клиническую подготовку по детским болезням. Эту работу выполнил профессор П.Д. Ваганов, сменивший Мюду Ивановну на посту руководителя курса.  

Поскольку М.Я. Студеникин был директором НИИ педиатрии РАМН, клинически подразделения института были доступны для проведения учебного процесса. Это способствовало повышению уровня преподавания, особенно когда на кафедре обучались в субординатуре студенты 6 курса педиатрического факультета.

В 2008 г. кафедру возглавила воспитанница кафедры профессор Светлана Стояновна Паунова. С ее приходом к руководству коллективом оживилась работа по техническому оснащению учебного процесса – компьютерное обеспечение, внедрение в учебный процесс электронных средств подачи материала, и, что особенно важно, расширение клинической базы. В этот сравнительно короткий срок кафедра приобрела для учебного процесса отделения 6 инфекционной детской больницы и больницы №4 РЖД. Для кафедры это была актуально, потому что учебный процесс осуществляется не только для студентов лечебного факультета, но также  для Московского факультета, вечернего лечебного и для студентов иностранцев. Общее количество студентов, которое «проходит» через кафедру в учебный год достигает более 800 человек

Кафедра подготовила ряд профессоров, занявших впоследствии педиатрические кафедры в родном 2МОЛГМИ — В.А. Власов, В.Я. Таболин, в других городах страны профессор В.П. Ситникова (Воронеж), проф. В.А. Архиреева (Оренбург) и др.

Кафедра детских болезней лечебного факультета (с 2012 г. — кафедра педиатрии лечебного факультета), являясь классической кафедрой, преподающей всю педиатрию, как и все подобные кафедры высших медицинских учебных заведений по всему миру, исполнена решимости и дальше следовать примеру своих учителей, как в науке, так и в преподавании педиатрии — самой гуманной области медицины.