На кафедре работает дружный, сплочённый коллектив преподавателей, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства, с большим опытом работы как в нашем университете, в нашей стране, так и за рубежом – в Афганистане, Болгарии, Германии, Франции и других странах. Сотрудники кафедры русского языка имеют высокий профессиональный уровень, соответствующее преподаваемым дисциплинам образование, в первую очередь «Методика преподавания русского языка как иностранного», владеют иностранными языками, что является необходимым условием для работы с иностранными студентами.

+
-
Образовательная деятельность

В соответствии с требованиями действующего в настоящее время  ФГОС 3+ кафедра русского языка осуществляет учебную работу по следующим направлениям:

  • обучение иностранных студентов, преподавание которым ведется с частичным использованием английского языка как языка-посредника (1-3 курсы лечебного факультета);
  • обучение иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (1-2 курсы лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов)
  • обучение иностранных студентов из стран ближнего зарубежья (1-2 курсы лечебного и др. факультетов)
  • обучение российских студентов 1-го курса отделения «Социальная работа» психолого-социального факультета (дисциплина «Русский язык и культура речи», курс лекций и практических занятий);
  • обучение российских студентов лечебного и педиатрического факультетов 2 курса  (дисциплина «Культура речи в практике врача», курс лекций и практических занятий).   

Иностранные студенты ближнего и дальнего зарубежья изучают на кафедре следующие дисциплины:

  • «Иностранный язык»
  • «Основы перевода профессиональной литературы»
  • «Элементарный уровень русского языка»
  • «Базовый уровень русского языка»
  • «Русский язык как иностранный»
  • «Курс речевой подготовки»
  • «Курс языковой подготовки»
  • «Научный стиль речи»
  • «Языковая подготовка к клинической практике»

Общая структура обучения русскому языку иностранных граждан включает в себя три взаимосвязанных направления: практическое (коммуникативное), общеобразовательное и воспитательное, реализация которых призвана решать проблемы подготовки специалистов для зарубежных стран. В течение трех лет обучения иностранные студенты приобретают комплекс необходимых знаний, навыков и умений, которые должны обеспечить их участие в учебной деятельности на основных факультетах РНИМУ и, безусловно, общение во всех жизненно важных сферах.

Активная учебно-методическая деятельность кафедры представлена следующими направлениями и видами работ:

  • разработка и создание учебников, учебно-методических пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов и тенденциям международного образовательного пространства;
  • исследовательская работа по определению общего уровня владения русским языком иностранных студентов и его динамики для формирования актуальных целей, задач и стратегий обучения;
  • разработка принципов составления комплексных лингво- и профессионально ориентированных комбинированных программ обучения с учетом изменения учебных планов и образовательных стандартов;
  • разработка и создание методических материалов для самостоятельного обучения русскому языку как иностранному для разных контингентов учащихся;
  • разработка контрольно-измерительных материалов с целью контроля знаний на довузовском, вузовском, послевузовском этапах обучения;
  • реализация БРС;
  • внедрение в учебный процесс инновационных технологий и другие виды методической работы.

Кроме того, в сферу учебно-методической деятельности кафедры русского языка входят

  • ежегодная работа в составе предметной экзаменационной комиссии по русскому языку на вступительных экзаменах в РНИМУ и проверка письменных работ абитуриентов;
  • ежегодная подготовка методических и контрольно-измерительных материалов для проведения внутреннего вступительного экзамена по русскому языку, включающая разработку Программы вступительного экзамена, демонстрационных макетов тестовых заданий и эталонов ответов, комплектов КИМов с эталонами ответов, Методическую записку, содержащую информацию  о форме, содержании и структуре вступительного испытания, а также о шкале и процедуре оценивания письменной работы; 
  • анализ работ абитуриентов с целью создания последующих корректирующих учебно-методических материалов и использования их в учебном процессе с российскими студентами.
+
-
Научная работа

Полученный в 2014 году Международный статус РНИМУ им. Н.И. Пирогова и современные образовательные стандарты ставят перед кафедрой русского языка задачу пересмотра и усовершенствования основных составляющих процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции как у иностранных студентов и слушателей из стран дальнего и ближнего зарубежья, так и у российских учащихся. Практическая реализация компетентностного подхода, предусмотренного ФГОС-3, заставляет усилить коммуникативную сторону обучения и перейти от обучения учебно-научному общению к обучению общению профессиональному. В связи с этим основным направлением научно-исследовательской  работы кафедры  стала работа по теме «Формирование коммуникативной компетенции в профессиональной сфере у учащихся-медиков из разных стран и адресная модификация вариантов обучения».

Научно-методическая деятельность кафедры нацелена на разработку и реализацию эффективной системы обучения учащихся медицинского профиля профессиональному общению на русском языке, охватывающей довузовский, вузовский и постдипломный этапы.

На кафедре разработано более 30 учебных и методических пособий, более 20 рабочих программ, соответствующих требованиям новых государственных стандартов и тенденциям международного образовательного пространства,  создан авторский учебно-методический комплекс «Культура речи в практике врача». 

Научно-исследовательская работа сотрудников кафедры регулярно находит отражение в публикациях статей и в докладах на  конференциях, в том числе международных. Ежегодно на кафедре проводится не менее 8-10 научно-методических семинаров с обсуждением выступлений преподавателей.

Все сотрудники каждые 5 лет проходят обучение в ведущих вузах и повышают свою квалификацию по специальности, а каждые 3 года – по педагогике.