ОЗВУЧИТЬ

В 1931 году впервые в истории медицинского образования в СССР во II-м Московском медицинском институте был основан педиатрический факультет. Организация нового факультета потребовала создания специализированных педиатрических клиник – старшего и грудного возраста. Организатором и первым директором педиатрической клиники старшего возраста на базе Образцовой детской больницы (ныне МДГКБ) был профессор Александр Алексеевич Колтыпин. Одной из наиболее актуальных проблем педиатрии того времени были инфекционные заболевания. Проф. А.А. Колтыпину принадлежат первые методические разработки по преподаванию инфекционных заболеваний у детей для педиатрического факультета. Научные работы проф. А.А. Колтыпина по патогенезу и клинической классификации инфекционных болезней у детей до настоящего времени остаются основополагающими и используются в клинической практике.

В 1938 году профессор А.А. Колтыпин вынужден был из-за болезни оставить руководство клиникой. Кафедру факультетской педиатрии и детских инфекций возглавил выдающийся советский педиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Дмитриевич Лебедев, под руководством которого создавались новые программы преподавания педиатрии и детских инфекций.

В 1952 г. произошло разделение кафедры факультетской педиатрии и детских инфекций. Вновь созданную кафедру детских инфекций педиатрического факультета 2-го МОЛГМИ возглавил профессор Дмитрий Дмитриевич Лебедев. Целью создания кафедры детских инфекций была углубленная подготовка педиатра по инфекционным заболеваниям у детей, основными задачами — всестороннее изучение инфекционной патологии у детей в возрастном аспекте, формирование умения оказывать квалифицированную помощь детям при инфекционных заболеваниях, обучение принципам профилактики, в том числе вакцинопрофилактики детских инфекций.

Тематика научных исследований кафедры менялась в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране. В первые годы организации кафедры сотрудники изучали такие вопросы, как ранняя диагностика дифтерии (проф. В.С. Казарин), лечение больных и бактерионосителей дифтерийных микробов, новые подходы к ведению больных скарлатиной (М.Х. Исмаилова), вопросы реактивности детей при вакцинации. Под руководством Д.Д. Лебедева впервые был излечен больной туберкулезным менингитом. Диссертационные работы аспирантов того времени были направлены на улучшение диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний, таких как ОРВИ, ангины, заболевания, протекавшие с синдромом крупа, коклюш, инфекционный мононуклеоз, кишечные инфекции и вирусные гепатиты. Изучались возрастные особенности инфекционного процесса. (Якунин Н.А., Учайкин В.Ф., Балашова Т.Б., Гусева Л.Н., Жога В.Д., Стерлигов Л.А., Соловьева А.А., Боковой А.Г., Рузайкина Н.И.)

Клинической базой кафедры была Морозовская детская больница, в которой наряду с терапевтическими и хирургическими отделениями имелись инфекционные: скарлатинозное, дифтерийное, дизентерийное, туберкулезного менингита. Для успешного проведения научных исследований в 1958 году на базе Морозовской больницы была организована работа бактериологической лаборатории (филиал ЦНИЛ), которой руководила д.м.н. Лизгунова А.В.

В 1962 г. Д.Д. Лебедева сменила на должности заведующего кафедрой его ученица академик РАМН Нина Ивановна Нисевич. К этому периоду относится ряд достижений кафедры: разработаны и внедрены новые принципы госпитализации инфекционных больных, доказана ведущая роль супер- и реинфекции в возникновении тяжелых форм, осложнений и летальных исходов, научно обоснованы новые подходы антибактериальной терапии.

Школа Н.И. Нисевич воспитала таких ученых, как академик РАН В.Ф. Учайкин, член-корр. РАН Б.С. Каганов, профессора А.Г. Боковой, Т.В. Чередниченко, М.О. Гаспарян, Ф.С. Харламова, Новокшонов А.А., доценты Г.С. Пашкевич, Л.Н. Гусева, Т.Б. Балашова, В.П. Бойцов и др.

За огромный вклад в дело подготовки высококвалифицированных врачей-специалистов, изучение самых важных проблем детской инфекционной патологии, лечебную и общественную работу Н.И. Нисевич была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и 3 медалями.

С приходом в 1989 г. на должность заведующего кафедры академика РАН Василия Федоровича Учайкина была образована академическая группа и проблемная лаборатория по изучению болезней печени и кишечных инфекций, результатом деятельности которых стали расшифровка этиологической структуры кишечных инфекций и вирусных гепатитов от А до TTV в возрастном аспекте, разработка этиологической концепции острых и хронических вирусных гепатитов, были созданы протоколы их диагностики, лечения и профилактики. Итогом научной деятельности кафедры стали 35 докторских и 100 кандидатских диссертаций, 13 монографий, 4 руководства и 2 учебника. За все время руководства кафедрой, а это без малого 30 лет, В.Ф. Учайкиным была создана российская школа детских инфекционистов, организованы кафедры детских инфекций по всей стране, во главе которых стоят 19 его учеников, образована Ассоциация педиатров-инфекционистов.

 С 2002 г. до настоящего времени под редакцией В.Ф. Учайкина издается журнал «Детские инфекции», проводятся ежегодные конгрессы «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики». Многие годы В.Ф. Учайкин оставался на посту главного педиатра-инфекциониста Минздрава России, в течение 10 лет был Главным педиатром Главного медицинского управления Управления Делами Президента РФ. За огромный вклад в создание российской школы детских инфекционистов, изучение детской инфектологии и вакцинопрофилатики он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2019), дважды становился лауреатом премии Совета Министров РФ (1996, 2003) и академической премии имени Н.Ф. Филатова.

В настоящее время кафедрой руководит д.м.н., профессор Шамшева Ольга Васильевна. Коллектив кафедры пополнился молодыми талантливыми специалистами, привнесшими свой вклад в развитие школы детских инфекционистов и сохранившими традиции старой школы, в т.ч. традиционный метод обучения «у постели больного», курацию студентами пациентов на клинических базах кафедры, обсуждение пациентов на клинических профессорских обходах.