ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР 2020-2021 УЧЕБНОГО ГОДА

Организация учебного процесса

Уважаемые студенты!

В соответствии с приказом 575 рук от 27.08.20 обучающиеся при посещении лекционных и практических занятий кафедры госпитальной педиатрии им. акад. В.А. Таболина обязаны:

  1. Соблюдать правила личной гигиены;
  2. Осуществлять замену одноразовых масок не реже одного раза в 3 часа;
  3. Присутствовать на занятиях в масках и сменной обуви;
  4. Соблюдать социальную дистанцию, не допускать скопление обучающихся в холлах, коридорах, при входе в аудиторию;
  5. Проветривать учебные помещения во время перерывов;
  6. При появлении первых признаков инфекционных заболеваний (повышенная температура, кашель, насморк) незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Учебная часть кафедры находится в Российской детской клинической больнице (5 корпус, 2-й этаж, вход через 6 корпус).

Учебно-методический кабинет находится в РДКБ (5 корпус, 2-й этаж, вход через 6 корпус). Методический кабинет предназначен для самостоятельной работы студентов, консультаций и отработки пропущенных занятий и лекций. Кабинет оснащен таблицами, рисунками, схемами, учебно-методическими пособиями, компьютерами. Самостоятельную работу студенты могут выполнять в учебных комнатах и на других базах. Для самостоятельной работы студентов используются также “Тестовые задания” и «Ситуационные задачи» к Государственному экзамену по специальности “Педиатрия”, построенные как обучающие. В методическом кабинете студентам предлагается литература по всем направлениям педиатрии.

+
-
Порядок отработки пропущенных занятий

Отработка лекций

Отработки лекций проходят по вторникам строго с 16.00 до 18.00. Наличие сменной обуви обязательно!
Отработки лекций по госпитальной педиатрии осуществляется по результатам компьютерного тестирования.
Компьютерный класс находится: РДКБ (Ленинский проспект, д.117), 5 корпус, 2 этаж, к. 5253.
Вход свободный, без предварительной записи. Обязателен конспект пропущенной лекции!

Порядок отработок практических занятий

Пропущенное занятие можно отработать в течение двух недель после окончания цикла своему преподавателю.
При невозможности погасить задолженность в течение двух недель необходимо получить допуск и записаться на отработку в УЧЕБНОЙ ЧАСТИ КАФЕДРЫ (день отработок – вторник, см. график отработок практических занятий).
Отработки проводятся еженедельно по вторникам, с 16 до 18 часов.
Запись на отработки проводится до понедельника (накануне отработок) до 15.00 (не более 4 человек на один день).
На отработку необходимо являться не позднее 16.00 час., имея с собой допуск, халат, сменную обувь, фонендоскоп.
При получении зачёта дежурный преподаватель делает отметку в допуске, который необходимо вернуть в УЧЕБНУЮ ЧАСТЬ в течение 3-х дней с момента отработки.
При неявке на отработку без уважительной причины (при наличии подтверждающего документа) или недостаточной подготовке по теме пропущенного занятия следующая отработка возможна только комиссии, состоящей из преподавателя, завуча и заведующего кафедрой.

Заведующая учебной частью

Учебно-методические материалы

Специалитет "Педиатрия"

+
-
Госпитальная педиатрия. Тематический план лекций
  • Анемии новорожденных
  • Геморрагический синдром новорожденных
  • Желтухи новорожденных.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта новорожденных.
  • Заболевания кожи новорожденных.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания новорожденных
  • Недоношенные дети с экстремально низкой массой.
  • Респираторная патология новорожденных
  • Эндокринопатии новорожденных.
  • Гельминтозы
  • Наследственные нарушения обмена веществ. Ч.1
  • Наследственные нарушения обмена веществ. Ч.2
  • Артериальная гипертензия.
  • Вегетативная дисфункция.
  • Болезни миокарда.
  • Дифференциальная диагностика артритов.
  • Нарушения ритма сердца
  • Системные васкулиты: часть 1
  • Системные васкулиты: часть 2
  • Системные заболевания соединительной ткани.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность
  • Врожденные наследственные заболевания почек: часть 1
  • Врожденные наследственные заболевания почек: часть 2
  • Нефротический синдром.
  • Почечная недостаточность.
  • Наследственные заболевания легких: часть 1
  • Наследственные заболевания легких: муковисцидоз
  • Респираторные аллергозы
  • Синдром мальабсорбции у детей: дифференциальная диагностика
  • Хронические гепатиты.
  • Хронические заболевания поджелудочной железы.
  • Хронические неспецифические заболевания толстой кишки.
  • ГЭРБ у детей
+
-
Госпитальная педиатрия. План практических занятий

Практическое обучение студентов осуществляется в виде семинарских и практических занятий в отделениях на клинических базах кафедры и в учебных кабинетах кафедры. Для отработки и закрепления практических умений студентов проводятся тренинги по анализу результатов лабораторных исследований, инструментальных обследований. Cтуденты знакомятся с новыми методами обследования больных, присутствуют при эндоскопии, рН-метрии, ультразвуковых методах диагностики, проведении люмбальной пункции (или делают ее самостоятельно) и т.д. Все студенты на цикле гастроэнтерологии знакомятся с деятельностью лаборатории функциональной гастроэнтерологии с использованием в работе компьютерных методов диагностики, методики формирования компьютерного банка данных по всем проходившим через отделение больным. Студенты имеют возможность наглядно увидеть современные методики обследования (рН-метрия, ФВД, УЗИ). Кафедрой выпущен дополненный компакт-диск по проблемам детской гастроэнтерологии.

Темы/разделы дисциплины

Раздел: Болезни новорожденных детей

  1. Респираторная патология у новорожденных детей.
  2. Заболевания желудочно-кишечного тракта у новорожденных детей.
  3. Перинатальные поражения ЦНС у новорожденных детей.
  4. Геморрагический синдром новорожденных
  5. Анемии новорожденных детей
  6. Желтухи у новорожденных детей
  7. Эмбриофетопатии у  новорожденных детей. Эндокринные заболевания.
  8. Недоношенные дети, особенности течения заболевания. Недоношенные с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении
  9. Зачетное занятие

Болезни сердечно-сосудистой системы

  1. Дифференциальная диагностика и лечение пороков сердца и их осложнений. Инфекционный эндокардит. Легочная гипертензия.
  2. Заболевания миокарда и перикарда у детей (неревматические кардиты, кардиомиопатии, перикардиты)
  3. Сердечная недостаточность
  4. Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей
  5. Артериальная гипер-и гипотензия у детей. Синдром вегетативной дисфункции
  6. Артриты у детей
  7. Сиситемные заболевания соединительной ткани у детей. Системные васкулиты у детей
  8. Зачетное занятие

Болезни мочеполовой системы

  1. Врожденные и наследственно-обусловленные заболевания почек у детей (кистозные и безкистозные дисплазии почек)
  2. Первичные гломерулярные заболевания почек у детей
  3. Вторичные нефропатии
  4. Интерстициальные заболевания почек
  5. Острая почечная недостаточность, острое почечное повреждение у детей.
  6. Хроническая болезнь почек и хроническая почечная недостаточность у детей.
  7. Зачетное занятие.

Болезни органов дыхания

  1. Заболевания органов дыхания, протекающие с бронхообструктивным синдромом (бронхиолиты, облитерирующий бронхиолит, бронхолегочная дисплазия)
  2. Интерстициальные болезни легких у детей
  3. Наследственные заболевания легких у детей
  4. Пороки развития органов дыхания у детей
  5. Исходы и осложнения заболеваний органов дыхания у детей (плевриты, ателектазы, дыхательная недостаточность)
  6. Зачетное занятие

Болезни органов пищеварения

  1. Заболевания верхнего отдела желудочно-кишечного тракта у детей (функциональные расстройства, ГЭРБ, эзофагиты)
  2. Заболевания поджелудочной железы
  3. Хронические и персистирующие диареи у детей. Синдром нарушенного кишечного всасывания.
  4. Заболевания кишечника у детей (функциональные расстройства, синдром раздраженного кишечника, воспалительные заболевания кишечника)
  5. Хронические заболевания печени у детей (хронические гепатиты и циррозы печени)
  6. Наследственные нарушения обмена жиров, аминокислот, углеводов 
  7. Зачетное занятие
+
-
Госпитальная педиатрия. Материалы для подготовки к курсовому экзамену

Курсовой экзамен по госпитальной педиатрии состоит из 3-х этапов:

  • 1 этап — тестирование. Вариант тестового задания включает 50 тестов. Проводится в последний день последнего цикла "Госпитальная педиатрия".
  • 2 этап — практические навыки — оцениваются преподавателем на практических занятиях.
  • 3 этап — собеседование по билетам — в экзаменационную сессию. Билет включает 3 теоретических вопроса (по неонатологии, раннему возрасту и старшему возрасту) и ситуационную задачу.

Условием допуска до 1 и 2 этапов курсового экзамена является получение зачетов по пройденным модулям и лекциям.
В случае получения неудовлетворительной оценки по первым двум этапам студент имеет право на две переэкзаменовки.

+
-

Программа Государственной итоговой аттестации и материалы для подготовки

ГИА по педиатрии состоит из 3 этапов: 1 — тестовый контроль; 2 — аттестация по практическим навыкам, 3 — собеседование.

Тестовый контроль проводится одномоментно у всего потока студентов в летнюю сессию. Составленные варианты содержат по 100 вопросов.

Государственная аттестация по практическим навыкам включает беседу у постели больного, оценку умений студентов по проведению и интерпретации лабораторных и инструментальных методов исследования, по ведению медицинской документации, по профилактике заболеваний, по алгоритму действий врача при неотложных состояниях и др. Для проведения аттестации по практическим навыкам разработана анкета, включающая 33 вопроса, из которых каждый студент получает 20 и более вопросов. Практические навыки считаются выполненными при положительном ответе на 71% и выше.

Собеседование проводится по клиническим ситуационным задачам. Каждому студенту предлагается задача по патологии новорожденных и детей раннего возраста, патологии старшего возраста, детским инфекционным болезням (в том числе — туберкулёз). Задачи по поликлинической педиатрии включаются в любые из этих разделов задач.