ОЗВУЧИТЬ

Разработка системы определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) у детей разного возраста

Цели проекта: Разработка и создание универсальной компьютерной программы по определению степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей разного возраста на основе МКФ.

Основной исполнитель: Волынец Галина Васильевна, главный научный сотрудник, руководитель отдела гастроэнтерологии

Лаборатория-исполнитель: Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии имени академика Ю.Е.Вельтищева

Заказчик и номер гранта: РФФИ, 19-29-14098 мк

Срок выполнения: 2019-2022 гг.

Результаты (с указанием новизны и значимости)

Публикации
  1. Волынец Г.В., Хавкин А.И., Никитин А.В., Скворцова Т.А., Ильинцев И.В. Развитие способности к обучению и применению знаний у детей. Вопросы практической педиатрии. 2020; 15(2): 75-8  DOI: 10.20953/1817-7646-2020-2-75-81
    Одной из основных социально значимых категорий жизнедеятельности человека является «способность к обучению», или «обучение и применение знаний», как ее трактует Международная классификация функционирования, Одной из основных социально значимых категорий жизнедеятельности человека является «способность к обучению», или «обучение и применение знаний», как ее трактует Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). В статье представлен обзор современных взглядов на развитие способности к обучению и применению знаний в различные возрастные периоды. Показано, что обучение ребенка начинается с момента его рождения и способность к обучению совершенствуется до его взросления. При этом вовлекаются многие функции организма, при повреждении которых способность к обучению и применению знаний может снижаться или утрачиваться. Это необходимо учитывать как при установлении статуса «ребенок-инвалид», так и при разработке программ абилитации и реабилитации.
  2. Волынец Г.В., Хавкин А.И., Никитин А.В., Скворцова Т.А., Ильинцев И.В. Развитие способности к общению у детей. Вопросы практической педиатрии. 2020; 15(3): 81-86.  DOI: 10.20953/1817-7646-2020-3-81-86
    Одной из социально значимых категорий жизнедеятельности является способность к общению, которую Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) трактует как «Общение». Проведен обзор возрастного развития способности к общению у детей. Рассматривается развитие у детей составляющих социально значимой категории «общение», рассматриваемых в МКФ: восприятие сообщений при общении, передача сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. Способность к общению, как социально значимая категория жизнедеятельности, у детей проходит возрастные этапы развития, и степень ограничений способности к общению, которая должна учитываться как при разработке программ абилитации и/или реабилитации, так и при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», необходимо рассматривать с учетом возраста ребенка.
  3. Волынец Г.В., Хавкин А.И., Никитин А.В., Ильинцев И.В. Балльная система определения степени ограничений жизнедеятельности у детей первых трех лет жизни. Вопросы практической педиатрии. 2019; 14(6): 7-20.  DOI: 10.20953/1817-7646-2019-6-7-20
    Цель. Разработать механизм определения степени ограничений жизнедеятельности в категории «Обучение и применение знаний» у детей первых трех лет жизни. Пациенты и методы. Каждое действие ребенка оценивается по четырех балльной шкале (от 0 до 3) с учетом возраста и этапов формирования различных функций. Самостоятельное выполнение любого действия в соответствии с возрастной нормой оценивается в 3 балла. Задержка в выполнении любого действия на один возрастной период оценивается в 2 балла, на два во0растнывые периода - в 1 балл, на три возрастные периода - в 0 баллов. Тестирование проводится за три возрастные периода, предшествующих возрасту ребенка на момент его обследования. После этого производится подсчет общих баллов. Количество баллов, полученных в ходе тестирования, рассчитывается в процентах от возрастной нормы баллов. Уменьшение количества баллов на 0-4% соответствует отсутствию ограничений жизнедеятельности в данной категории, уменьшение на 5-24% - незначительным ограничениям, уменьшение на 25-49% - умеренно выраженным ограничениям, на 50-95% - тяжелым ограничениям, на 96-100% - абсолютным ограничениям.
  4. Авторы представлены в алфавитном порядке: Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Хавкин А.И. Балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей в возрасте 15 и 17 лет. Учебное пособие. 64 стр. Издатель: 2020 год. Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html
    В учебном пособии представлена балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей подросткового возраста (15 и 17 лет), разработанная на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
  5. Авторы представлены в алфавитном порядке: Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Хавкин А.И. Балльная система определения ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет). Учебное пособие. 64 стр. Издатель: 2020 год. Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html
    В учебном пособии представлена балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), разработанная на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
  6. Авторы представлены в алфавитном порядке: Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Хавкин А.И. Балльная система определения ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста (4, 5, 6 лет). Учебное пособие. 75 стр. Издатель: 2020 год. Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html 
    В учебном пособии представлена балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4, 5, 6 лет), разработанная на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
  7. Авторы представлены в алфавитном порядке: Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Хавкин А.И. Балльная система определения ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей в возрасте от 1 до 3 лет жизни. Учебное пособие. 88 стр. Издатель: 2020 год. Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html 
    В учебном пособии представлена балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей в возрасте от 1 до 3 лет жизни, разработанная на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
  8. Авторы представлены в алфавитном порядке: Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Хавкин А.И. Балльная система определения ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей первого года жизни. Учебное пособие. 69 стр. Издатель: 2020 год. Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html
    В учебном пособии представлена балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей первого года жизни, разработанная на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
  9. Волынец Г.В., Хавкин А.И. Инвалидность детей и проблемы адаптации к образовательной среде: современное состояние проблемы. Вопросы практической педиатрии. 2021;4: 106-114. DOI: 10.20953/1817-7646-2021-4-106-114 
    В статье представлены результаты обзора отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению проблем обучения детей-инвалидов в России и в Европе. Были предприняты поиски исследований, изучающих прямую связь между образованием и инвалидностью детей. Результаты показывают сильное присутствие исследований из англоязычных стран. Статьи публиковались в основном не в образовательных журналах. Описывается система образования в Англии, различия в успехах образования детей-инвалидов и учащихся, не имеющих инвалидности. Показаны первичные и вторичные эффекты инвалидности, которые определяют дисбаланс успеваемости среди учащихся с инвалидностью и не инвалидов, а также влиянию стигмы на образовательный маршрут и траекторию жизненного пути инвалидов. Представлены критерии, определяющие способность к обучению в соответствии с российским законодательством, а также раздел «обучение и применение знаний» Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Приведена статистика инклюзивного и специального образования, предоставляющая сведения о количестве детей-инвалидов школьного возраста в России на 2020 г., из которой следует, что основную часть детей с ограничениями жизнедеятельности, интегрируемых в общеобразовательную школу, составляют преимущественно обучающиеся средних и старших классов. Показано существующее в России разделение на 8 видов специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с группами заболеваний детей школьного возраста.
    Заключение. Необходимо изучать связь образовательного процесса с детской инвалидностью для оптимизации интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.
  10. Волынец Г.В., Хавкин А.И. Проблема адаптации и способность детей школьного возраста контролировать свое поведение и процесс обучения. Вопросы практической педиатрии. 2021 год. Том 16, №5, стр. 134-140. DOI: 20953/1817-7646-2021-5-134-140
    Обзор литературы посвящен проблеме способности детей контролировать свое поведение. Показано, что контроль поведения школьников зависит от их психологической зрелости. Описываются способы определения психологической зрелости школьников. Показано, что младший школьный возраст очень чувствителен к развитию произвольного внимания, для которого необходима учебная мотивация, рациональная организация деятельности на занятиях. Важным является произвольное внимание, средствами формирования которого являются специальные техники, игры и упражнения. Акцентируется внимание на проблеме синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Представлены критерии, определяющие способность контролировать свое поведение в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Проблема формирования произвольного поведения остается актуальной, поскольку это, прежде всего, важно для оценки готовности ребенка к школе. Кроме того, знание того, как научить ребенка контролировать свое поведение, позволит избежать множество проблем различного плана, возникающих уже непосредственно при обучении в школе.
  11. Авторы представлены в алфавитном порядке: Бесланеев А.А., Брыскин Д.А., Валиулина С.А., Волынец Г.В., Гречко А.В., Ильинцев И.В., Каблукова А.В., Никитин А.В., Никонов Е.Л., Османов И.М., Петряйкина Е.Е., Пирожкова Т.А., Пряников И.В., Пузин С.Н., Скворцова Т.А., Физицкая В.Д., Хавкин А.И., Шургая М.А. Балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Учебное пособие. 47 стр. Издатель: Департамент здравоохранения города Москвы. https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/index.html 
    Актуальность. К ограничениям жизнедеятельности могут приводить стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами развития. МКФ, как и Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10), классифицирует структуры и функции организма, а также активность и участие (т.е. жизнедеятельность) человека, которые, как и МКБ, кодируются в буквенно-цифровых выражениях. Однако универсальный механизм определения степени нарушения структур и функций организма, а также жизнедеятельности, не разработан. Тем не менее это необходимо как при проведении медико-социальной экспертизы с целью объективного установления инвалидности и её группы, так и для составления программ реабилитации, а также в клинической практике для объективной оценки эффективности терапии.
    Цель. Разработка достоверного балльного способа оценки степени выраженности ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности на основе МКФ.
    Результат. Разработана универсальная балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности.
    Заключение. Разработанная балльная система позволяет установить степени выраженности ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности и разработке программ реабилитации и оценке эффективности её выполнения при наблюдении в динамике.
  12. Волынец Г.В., Никишина Т.В. Дети и школа: подробно о главном. Монография. 2021 год, Москва, Издательский Дом ТОНЧУ. 312 стр. ISBN книги 978-5-91215-207-8 pedklin.ru/images/uploads/news/Kniga_Volynec._Deti_i_shkola.pdf
    В монографии представлены данные об особенностях современного процесса обучения школьников на примере Мятлевской средней общеобразовательной школы им. А.Ф.Иванова Износковского района Калужской области. Показаны сведения о возрастном формировании способности к обучению и применению знаний, к общению, к ориентации, а также способности контролировать своё поведение, что играет немаловажную роль в процессе обучения. Приведена разработанная авторами на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у школьников.
    Работа будет полезна педагогам, педиатрам, школьным психологам.
  13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2020661528 "Балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности".
  14. Волынец Г.В., Школьникова М.А. Детская инвалидность и балльная система определения степени ограничений в социально значимых категориях жизнедеятельности у детей. Монография. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 376 с. : ил. - (Серия "Национальные руководства").