ОЗВУЧИТЬ

В 1963 г. одновременно с организацией Медико-биологического факультета (МБФ) был создан курс биологии, который возглавил профессор Воронцов Николай Николаевич, известный специалист в области эволюционной теории. В первом составе преподавателей кафедры преобладали выпускники биологического факультета МГУ. Они создали оригинальные программы, используя богатые традиции МГУ в области биологического образования. Эти традиции до сих пор живут на кафедре.

Среди первых преподавателей кафедры нельзя не вспомнить Иорданского Николая Николаевича и Заренкову Викторию Петровну

Н.Н. Иорданский — известный советский и российский биолог-эволюционист, доктор биологических наук, автор многочисленных научных трудов и педагогической литературы по биологии. На протяжении многих лет Н.Н. Иорданский формировал учебные курсы кафедры, читал блестящие лекции, обучая при этом молодых сотрудников. Является одним из создателей теории системной эволюции.

Доцент В.П. Заренкова стояла у истоков создания летней выездной биологической практики студентов 1-го курса с элементами классической полевой практики, много лет была ее бессменным руководителем, наставником для молодых преподавателей.

С 1966 по 1969 г. курсом биологии МБФ руководил доцент Замараев Валентин Николаевич, который был крупным специалистом в области регенерации беспозвоночных.

В 1969 г. была создана кафедра биологии и генетики МБФ, которую возглавил профессор Романов Юрий Александрович — доктор медицинских наук, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РФ. Область научных интересов академика Ю.А. Романова — хронобиология и хрономедицина. Он был одним из главных инициаторов исследования пространственно-временной организации живых систем в нашей стране, был заместителем председателя Проблемной комиссии при АМН СССР. 

Заведующим курсом генетики был профессор Малиновский Александр Александрович — известный советский и российский ученый и философ, специалист в области биологии и генетики, теории и практики применения системного подхода, тектологии и кибернетики. В 1980 г. были организованы самостоятельные кафедры биологии МБФ и генетики МБФ.

В исследования по хронобиологии был вовлечен практически весь коллектив кафедры и научно-исследовательской группы ЦНИЛа (Центральной научно-исследовательской лаборатории), руководителем которой был профессор Сергей Григорьевич Мамонтов. Коллектив кафедры и лаборатории неоднократно участвовали в организации и работе Всесоюзных и Международных конференций и симпозиумов по хронобиологии и хрономедицине. Под руководством профессора Ю.А. Романова выполнены многочисленные кандидатские и докторские диссертации не только на кафедре биологии МБФ, но и в других научных учреждениях страны. Ю.А. Романов руководил кафедрой до 2001 г.

С 2001 г. кафедрой заведовал выпускник медико-биологического факультета, ученик профессора Ю.А. Романова, доктор биологических наук, профессор Александр Иванович Антохин, ныне — Почетный профессор кафедры. Более 20 лет А.И. Антохин руководил научной и учебной работой кафедры, за это время был модернизирован учебный процесс, введены новые дисциплины, в том числе «клеточная биология», «иммуногистохимия», «эмбриология», «ботаника», «эволюционная и системная биология». Особое внимание уделялось развитию практикумов в уже существующих предметах и формированию новых практических курсов (в том числе межкафедральный лабораторный практикум и полевая биологическая практика). В последние годы на кафедре под руководством А.И. Антохина были успешно организованны подготовка и выпуск студентов бакалавров по специальности «Биология». В качестве заведующего кафедрой А.И. Антохин десятилетиями определял формирование преподавательского коллектива, сохраняя традиции кафедры, непрерывно занимался подготовкой новых сотрудников. В 2017 году кафедра была переименована в «Кафедру общей и клеточной биологии».

С 2024 года кафедрой заведует доктор биологических наук Кухарский Михаил Сергеевич. Ведется активная работа по внедрению новых учебных курсов и практикумов, создаются учебно-научные лаборатории. Кафедра продолжает совершенствовать учебный процесс, опираясь на методическую и научную школу, сформированную предыдущими поколениями преподавателей.