В соответствии с учебным планом преподавание дисциплины проводится в 2-м семестре учебного года по специальностям – Лечебное дело, Педиатрия.
Студент должен знать:
1. термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов;
2. физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов;
3. свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов;
4. основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс;
5. механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза;
6. закономерности протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов;
7. роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;
8. принципы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;
9. фундаментальные основы теоретической органической химии, являющиеся базисом для изучения строения и реакционной способности органических соединений;
10. пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения веществ, являющихся участниками процессов жизнедеятельности, в непосредственной связи с их биологической функцией;
11. строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
Студент должен уметь:
1. решать типовые практические задачи, рассчитывать величины
2. относить вещества к определенным классам химических соединений, выделять функциональные группы, кислотный и основный центры, сопряженные и ароматические фрагменты в молекулах, прогнозировать их химическое поведение в условиях организма;
3. составлять формулы по названиям и называть по структурной формуле типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных средств;
4. прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения;
5. готовить растворы заданной концентрации с предварительным проведением соответствующих расчетов;
6. производить физико-химические измерения, характеризующие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма, определять массовую долю, кислотность, буферную емкость;
7. производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать научно-обоснованные выводы;
8. представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования с использованием графиков и таблиц, делать обобщающие выводы.
Студент должен иметь навыки:
1. самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой, ведения поиска и ориентирования в библиографии;
2. безопасной работы в химической лаборатории и обращения с химической посудой, спиртовками, электрическими нагревательными приборами, едкими, ядовитыми, легколетучими соединениями.
Полный курс лекций состоит из двух частей: (1) химия биомолекул и (2) поверхностные явления и дисперсные системы (наносистемы), и включает следующие темы: