ОЗВУЧИТЬ

Кафедра медицинской кибернетики и информатики им. С.А. Гаспаряна МБФ

Учебно-методические материалы

Бакалавриат

+
-
Информатика. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Бакалавриат "Биология"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из которых 72 часа контактной работы, 36 часов самостоятельной работы). Учебная дисциплина изучается в 4 семестре (2 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет.

Исследовательская и практическая работа современных специалистов в области биомедицины связана с использованием информационных ресурсов и систем, неотъемлемой составляющей которых являются базы данных.

Целью обучения по данному направлению является: Получение базовых знаний по информатике, овладение принципами проектирования, а также практикой разработки баз данных в приложении к медико-биологическим процессам.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  1. Изучение основных положений информатики;
  2. Получение знаний о принципах проектирования баз данных (БД) и основных положениях в теории систем управления базами данных (СУБД);
  3. Реализация проекта по разработке макета информационной системы для решения медико-биологических задач;
  4. Формирование навыков коллективной работы при выполнении проектных задач.

Разделы дисциплины:

  1. Основы информатизации и управления в медицине и биологии.
  2. Обзор современных типов БД и СУБД. Основные понятия в теории СУБД. Этапы разработки БД.
  3. Структура и схема данных реляционного типа. Обеспечение целостности данных. Создание объектов базы данных. Нормализация в теории реляционных БД.
  4. Кодирование и классификация медицинской информации. Типы данных. Формато-логический контроль данных.
  5. Построение информационно-логической модели данных. Модель сущность-связь (ERмодель) при проектировании БД.
  6. Организация интерфейсных решений в СУБД. Создание элементов автоматизации при работе с данными.
  7. Назначение и виды запросов. Конструктор запросов. Язык структурированных запросов SQL.
  8. Основные понятия и способы обеспечения информационной безопасности в медицине.
  9. Реализация учебного проекта «Электронный рецепт»: проектирование модели данных и реализация в СУБД MS Access; создание основных режимов работы пользователя с элементами автоматизации (переключатели, списки, кнопки, вкладки, группы и т.д.); выбор и подключение необходимых справочников; наполнение БД первичными данными; создание запросов к БД для решения функциональных задач системы. Выполнение индивидуального задания по разработке модуля учебной системы. Защита учебного проекта.

Автором рабочей программы дисциплины является доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики, к.м.н. С.Е. Раузина.

Специалитет

  • 1

Специалитет "Медицинская кибернетика" (ФГОС)

Контрольные мероприятия

Описание дисциплин

+
-
Информатика, медицинская информатика. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Общая трудоемкость дисциплины для отделения медицинской кибернетики составляет 12 зачетных единиц (432 часа). Учебная дисциплина изучается в 3, 4 и 5 семестрах (2 и 3 курсы). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является овладение базовыми знаниями информатики и медицинской информатики, а также принципами построения информационных систем, основами программирования и применения информационных технологий в приложении к медико-биологическим процессам.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • изучение основных положений информатики, кибернетики, информационной системотехники;
  • приобретение знаний о дискретных структурах и методах кодирования данных;
  • обучение методам формальной и математической логики;
  • обучение методам представления данных в ЭВМ: методам двоичного представления чисел, машинной арифметике, методам кодирования символов, а также методам оценки числовых данных;
  • обучение методам алгоритмизации задач общего и медицинского характера;
  • изучение основных положений теории программирования и теории формальных языков;
  • обучение программированию на процедурном языке на примере задач общего и медицинского характера;
  • обучение программированию на объектно-ориентированном языке на примере задач общего и медицинского характера;
  • изучение операционной системы персонального компьютера и прикладного программного обеспечения ЭВМ;
  • обучение методам подготовки документов различной сложности, методам подготовки иллюстративного графического материала с использованием современных информационных технологий;
  • обучение методам числовой обработки данных с использованием большинства возможностей программ, обеспечивающих поддержку электронных таблиц;
  • изучение структур, возможностей и характеристик вычислительных сетей;
  • обучение методам использования сети Интернет для общения и поиска медицинской информации;
  • изучение средств обработки графической информации и методов человеко-машинного взаимодействия;
  • изучение технологии построения информационных систем на основе систем управления базами данных;
  • обучение методам использования возможностей системы управления базы данных для создания и ведения учебной Базы данных медицинского характера;
  • обучение методам обработки и анализа медицинских данных с использованием программ статистической обработки;
  • формирование у студентов представлений об автоматизированных информационных системах в здравоохранении;
  • ознакомление студентов с принципами организации и работы учреждений здравоохранения, а также с принципами и задачами информатизации этих учреждений;
  • формирование навыков оформления документации при подготовке информационных материалов с учетом этико-деонтологических положений, существующих в отечественной медицине;
  • формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

Разделы дисциплины:

  1. Теоретические основы информатики
  2. Основы программирования
  3. Использование информационных технологий
  4. Медицинская информатика
  5. Язык программирования С# (для отделения медицинской кибернетики)

Авторами рабочей программы дисциплины являются доценты кафедры медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова к.м.н. Е.Н. Николаиди и к.м.н. С.С. Белоносов.

+
-
Системный анализ и организация здравоохранения. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Выпускники медико-биологического факультета отделения медицинской кибернетики как специалисты в области управления биологическими и социальными системами в здравоохранении и медицине должны владеть необходимым математическим аппаратом системных исследований, знать существующие информационные системы и уметь их проектировать.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа). Учебная дисциплина изучается в 9 и 10 семестрах (5 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является овладение методами исследования организационных систем в здравоохранении с точки зрения прикладного системного анализа, знаниями и умениями по оценке здоровья населения, деятельности лечебно-профилактических учреждений.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • обучение студентов методам системного анализа, математического моделирования для анализа и проектирования организационных систем в здравоохранении;
  • обучение студентов использованию математического аппарата системного анализа для решения задач оптимизации в системе здравоохранения;
  • использование методов экспертных оценок, теории принятия решений, теории прогнозирования при решении задач планирования ресурсов здравоохранения.
  • приобретение студентами знаний медико-демографического анализа при изучении показателей здоровья различных групп населения;
  • изучение студентами факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения и системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;
  • обучение студентов принципам организации работы лечебно-профилактических учреждений;
  • обучение студентов основам ведения учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях, медико-статистическому анализу показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений;
  • обучение студентов методам оценки эффективности и качества в здравоохранении;
  • ознакомление студентов с основными понятиями теории управления, подходами к анализу управленческих процессов в лечебно-профилактических учреждениях;
  • обучение студентов принципам организации информационного обеспечения системы здравоохранения.

Разделы дисциплины:

  1. Общественное здоровье и медицинская демография.
  2. Системный анализ в здравоохранении. Математические методы системного анализа. Моделирование в здравоохранении.
  3. Организация, экономика, моделирование и планирование здравоохранения.

Авторами рабочей программы дисциплины являются старшие преподаватели кафедры медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова И.И. Потапова и к.б.н. В.В. Соболева.

+
-
Клиническая кибернетика. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Учебная дисциплина изучается в 8–9 семестрах (4–5 курсе). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Цель обучения на данном курсе — овладение знаниями и умениями по разработке и применению автоматизированных медико-технологических информационных систем, предназначенных для использования в медицинских организациях.

Программа курса:

В курсе изучаются подходы к формализации и структуризации медицинских данных, представлению медицинских знаний, необходимых для разработки информационного и алгоритмического обеспечения поддержки различных типов диагностических, прогностических, тактических врачебных решений, а также решений, касающихся управления медикаментозной и не медикаментозной терапией. Во всех разделах курса представляется материал, касающийся ожидаемого вклада автоматизированных систем в повышение качества лечебно-диагностического процесса.

Прослушав курс "Клиническая кибернетика" студенты должны знать:

  • этапы лечебно-диагностического процесса, должностные обязанности медицинских работников, содержание медицинских документов, в которых отражается деятельность медицинского персонала и принимаемые решения;
  • методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;
  • основные статистические методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, области их применения и ограничения,
  • основные модели формирования решений, основанных на знаниях;
  • структуру медицинских диагностических и лечебных знаний;
  • подходы к оценке качества медицинской помощи.

На основании полученных знаний и практических навыков студент должен уметь:

  • разрабатывать информационные модели лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения,
  • разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки врачебных решений,
  • разрабатывать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценивать их эффективность;
  • проводить испытания и сопровождать автоматизированные медико-технологических систем в условиях клиники, оценивать их эффективность, составлять инструкции пользователя по работе с системами.
+
-
Информационные медицинские системы. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Активное внедрение информационных технологий в медицину и здравоохранение диктует необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями и имеющих навыки разработки, внедрения, эксплуатации и развития медицинских информационных систем (МИС). Дисциплина «Информационные медицинские системы» относится к профессиональному циклу дисциплин подготовки по специальности «Медицинская кибернетика» и отражает специфику деятельности врача-кибернетика.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов). Учебная дисциплина изучается в 10-11 семестрах (5-6 курсе). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Целью обучения по данному направлению является «Формирование знаний и навыков разработки, внедрения, эксплуатации и развития медицинских информационных систем разных видов, классов и уровней».

К задачам изучения дисциплины относится, в том числе, выполнение проекта (разработка учебной МИС), которое продолжается на протяжении всего курса обучения, и позволяет формировать профессиональные компетенции выпускника – врача-кибернетика. Также студенты приобретают опыт работы в команде разработчиков МИС.

Разделы дисциплины:

  1. Классификация МИС. Назначение и описание основных классов МИС: клинического, учрежденческого, территориального и федерального уровня.
  2. МИС базового (клинического) уровня. Медицинские технологические системы (МТС): автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений, управления жизненно-важными функциями организма, консультативной поддержки принятия врачебных решений. Автоматизированные рабочие места (АРМ) медицинских работников.
  3. Информационно-технологические МИС. Система ведения электронных медицинских карт (ЭМК). Понятие об интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК).
  4. Лабораторные информационные медицинские системы (ЛИС). Системы архивации, передачи и управления изображениями (PACS/ RIS).
  5. Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО): уровни развития, требования к функциональному обеспечению, технологии построения.
  6. Проблемно-ориентированные регистры и их развитие в системе электронного здравоохранения.
  7. Электронное здравоохранение (цели, задачи, направления развития, основные пользователи, условия построения). Федеральные проекты в сфере электронного здравоохранения, международные проекты. Телемедицина и цифровое здравоохранение.
  8. Стандарты передачи медицинской информации. Создание архитектуры структурированных медицинских документов. Основы CDA 2-3, FHIR.
  9. Кодирование медицинской информации. Портал нормативно-справочной информации Минздрава России. Международные классификаторы и терминологические системы (SNOMED, LOINC, ICD-11).
  10. Основы информационной и кибербезопасности в МИС. Основные понятия, модель угроз, подсистемы защиты информации.
  11. Основные понятия проектирования МИС. Порядок разработки и общие требования к МИС (техническому, структурному, функциональному, программному, информационному и др. обеспечению). Разработка технического задания (ТЗ) к разрабатываемой МИС.
  12. Концептуальное, даталогическое и физическое моделирование баз данных и информационных систем. Универсальный язык моделирования (UML). Использование диаграмм для концептуального описания архитектуры и базовых функций системы, логической модели данных, бизнесс-процессов (диаграмма вариантов использования - Use Case, диаграмма последовательности - Sequence Diagram, сущность-связь – ER- Diagram, язык моделирования бизнес-процессов - BPMN). Разработка макетов АРМ с использованием UX-платформ (User eXperience).

Авторами рабочей программы дисциплины являются д.м.н., профессор, зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова Т.В. Зарубина и доцент кафедры, к.м.н. С.Е. Раузина.

+
-
Основы проектирования баз данных. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика". Электив

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из которых 69 часа контактной работы, 39 часов самостоятельной работы). Учебная дисциплина изучается в 9 семестре (5 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет.

В основе любой информационной системы лежит база данных. Организация данных определяет эффективность, непротиворечивость, безопасность, масштабируемость, работы системы в целом.

Целью обучения по данному направлению является: Формирование знаний о системах управления базами данных (СУБД), основных принципах и этапах проектирования баз данных (БД), а также получение практических умений и навыков их разработки.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  1. Изучение основных положений теории СУБД;
  2. Формирование знаний о принципах и этапах разработки БД;
  3. Реализация проекта по созданию макета медицинской информационной системы;
  4. Формирование навыков коллективной работы при выполнении проектных задач.

Разделы дисциплины:

  1. Обзор современных типов БД и СУБД.
  2. Основные понятия в теории СУБД. Этапы и принципы разработки БД.
  3. Структура данных реляционного типа. Формато-логический контроль данных. Обеспечение целостности данных. Нормализация в теории реляционных БД.
  4. Кодирование и классификация медицинской информации. Портал нормативно-справочной информации Минздрава РФ.
  5. Построение даталогической модели данных. Модель сущность-связь (ER-модель) при проектировании БД.
  6. Организация интерфейсных решений в СУБД. Создание элементов автоматизации при работе с данными (переключатели, списки, кнопки, вкладки, группы и т.д.).
  7. Назначение и виды запросов. Конструктор запросов. Язык структурированных запросов SQL.
  8. Объектно-ориентированные и графовые БД и их применение в биологии и медицине.
  9. Реализация учебного проекта «Учет случая обращения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническую организацию»: проектирование модели данных и реализация в СУБД MS Access; создание основных режимов работы пользователя с элементами автоматизации; выбор и подключение необходимых справочников; наполнение БД первичными данными; создание запросов к БД для решения функциональных задач системы. Выполнение индивидуального задания по разработке модуля учебной системы. Защита учебного проекта.

Автором рабочей программы дисциплины является доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики, к.м.н. С.Е. Раузина.

+
-
Программное обеспечение статистической обработки данных. Специалитет "Медицинская кибернетика". Электив

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Учебная дисциплина изучается в 7 или 8 семестрах (4 курс). Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет.

Цель обучения — овладение комплексом знаний в области программного обеспечения статистической обработки данных медицинских и биологических исследований, получение практических навыков пользователя профессиональных программных продуктов для статистического анализа данных для решения научно-исследовательских задач, в частности в рамках выпускной квалификационной работы.

К задачам изучения дисциплины относятся:

  • Получение знаний по наиболее актуальным методам одномерного и многомерного статистического анализа данных,
  • Освоение практических навыков применения профессионального программного обеспечения для анализа данных,
  • Формирование представлений о современных международных требованиях к получению и описанию результатов статистического анализа медицинских и биологических данных в научных публикациях и отчетах.

Разделы дисциплины:

  • Одномерный анализ количественных и качественных данных
  • Анализ связей признаков
  • Статистическое моделирование

Автором рабочей программы дисциплины является д.м.н., профессор кафедры О.Ю. Реброва.

+
-
Элективы. Кафедра медицинской кибернетики и информатики МБФ. Специалитет "Медицинская кибернетика"

Курсы по выбору (элективы) проводятся на медико-биологическом факультете (МБФ) в 11 семестре на 6 курсе согласно учебным планам по специальности "Медицинская кибернетика".

Объем часов курсов по выбору по специальности "Медицинская кибернетика" составляет: всего — 612, аудиторных часов — 480, в т.ч. лекции — 80, лабораторные занятия — 400, самостоятельная работа — 132. При выполнении учебной программы курса выставляется отметка "зачтено" и студент допускается до экзамена.

Элективы

  1. Статистическая обработка медицинских и биологических данных
  2. Интернет технологии в практической деятельности врача исследователя
Специалитет "Медицинская кибернетика". Профиль "Медицинская информатика"
  • 1
Специалитет "Медицинская кибернетика". Профиль "Биоинформатика"
  • 1